Этап выявления специфики восприятия
Пятый этап — выявление специфики восприятия. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка диктует выделение в уроке этапа проверки первоначального самостоятельного восприятия (в методике начальной школы распространен термин «первичное восприятие») произведения учениками. Цель этого этапа — определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение, что именно им понравилось, запомнилось, что они увидели в тексте, что и как поняли, что оказалось для них сложным, на какие детали текста следует обратить их внимание на этапе анализа, какие знания активизировать, какие навыки развить, чтобы скорректировать первое восприятие в процессе анализа. Но этот этап необходим и для решения важнейшей задачи, вытекающей из принципа учета потребностей ребенка, — мотивировать анализ произведения. Слушая ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение воспринято по-разному, что их мнения и оценки не во всем совпадают. Как следствие, появляется желание разобраться в причинах этого явления, перечитать художественный текст. Как только противоречия обнаружены, учитель переходит от пятого к шестому этапу урока.
Этап постановки учебной задачи. Примеры организации этапов урока
Термин «учебная задача» используется в методике в разном понимании:
- во-первых, это задача, которую предстоит выполнить классу в ходе урока, по сути совпадающая с задачами, поставленными учителем перед собой и учениками (научить — научиться, познакомить — узнать, объяснить — понять).
- во-вторых, это развивающая задача, поставленная перед детьми в интересной, увлекательной для них форме: не просто проанализировать текст, не просто составить план произведения, а самим открыть какой-то секрет, закон, найти ответ на сложный, но очень важный и интересный вопрос, задуматься над тем, чего не видели и о чем не думали раньше, реализовать себя в какой-либо увлекательной творческой деятельности и т. п.1.
Обычно учебная задача ставится двумя способами:
1) в виде предложения аналитической деятельности: задать проблемный вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения; предложить сопоставить разные варианты актерского прочтения произведения, иллюстрации разных художников, предварительную и окончательную редакции текста;
2) в виде предложения выполнить какое-либо творческое задание: оформить детскую книжку с картинками, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению, поиграть в режиссеров и сценаристов, составляющих киносценарий, или превратиться в художников, которые рисуют диафильм или комикс, в актеров-чтецов, готовящихся к выступлению, или актеров, репетирующих роли и читающих текст по ролям, и т.п.
Следует использовать разные способы постановки учебной задачи, не повторяя один и тот же прием. Все названные способы постановки учебной задачи активизируют мысль ребенка, ставят его в ситуацию выбора и заставляют мотивировать свою позицию.
Этап постановки учебной задачи должен быть логически связан с предыдущими и вытекать из этапа выявления восприятия. По сути, учебная задача неразрывно связана с предыдущим этапом, логически завершает его: учитель, выслушав впечатления и мысли учеников, родившиеся при первичном восприятии, задает проблемный вопрос и, не получив на него ответа или получив разные ответы, предлагает ученикам разобраться в проблеме, перечитав и проанализировав текст. Если оценки детей во многом совпадают и учителю не удается создать проблемную ситуацию, то он предлагает детям принять участие в творческой деятельности.
1. Фрагмент урока во II классе по басне И.А.Крылова «Мартышка и Очки»
Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)
Учитель. Как вы думаете, что помешало Мартышке найти верное применение очкам?
Дети. Она была глупая, не знала, как ими пользоваться.
Учитель. А разве глупость состоит в том, что кто-то не знает, как пользоваться каким-либо приспособлением? Вот перед вами прибор, он называется амперметр. Как им пользоваться?
Дети молчат.
Учитель. Очевидно, что многого можно не знать, но не быть глупым? А вот в чем же глупость Мартышки? Попробуем разобраться, перечитав басню внимательно.
Учебная задача предложена в виде проблемного вопроса. Дети называют разные причины нелепого поведения Мартышки (это зависит от глубины осмысления ситуации, изображенной Крыловым). Многие ученики называют глупым нецелесообразное использование очков, т.е. не различают глупость как неспособность думать, искать выход из ситуации, преодолевать свое незнание, непонимание своего невежества и элементарную необразованность, невежество как таковое.
2. Фрагмент урока во II классе по басне И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)
Учитель. Какие чувства вызвала у вас Мартышка? Менялись ли они по ходу чтения басни?
Дети. Она смешная! Вертит очками, а потом со злости их разбила.
— Ее немного жалко, она не знает, что с очками делать.
— Мне кажется, что она, конечно, смешная, но ее все-таки жаль.
Учитель. Вы высказали разные мнения. Интересно, а как к Мартышке относится автор, меняется ли его отношение к этому персонажу? Если да, то почему? Попробуем найти ответ в тексте басни.
Это более сложный по сравнению с предыдущими проблемный вопрос, но возможный во II классе при условии высокого уровня литературного развития большинства учеников. Осознание динамики авторских эмоций и ее причин приведет детей к осмыслению идеи произведения.
3. Фрагмент урока во II классе по басне И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)
Учитель. Вы познакомились с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова. По вашему смеху я поняла, что басня вам понравилась. Чем именно?
Дети. Мартышка очень забавная: она не знает, как пользоваться очками.
— Я прямо видел, как Мартышка вертит и крутит очки, лижет их, нюхает, а потом сердится и разбивает их.
— Мне понравилась мораль, она уже не про Мартышку, а про людей.
Учитель. Хорошо, что вы обратили внимание на мораль, она действительно расширяет смысл басни. Давайте попробуем определить, как мораль связана с содержанием рассказа о Мартышке.
Вновь проблемный вопрос, направляющий учеников на осмысление композиции произведения и через нее — идеи басни.
4. Фрагмент урока во II классе по басне И. А. Крылова «Мартышка и Очки»
Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)
Рис. 1. Н. Бережкова. Мартышка и Очки
Учитель. Вы прослушали басню Крылова «Мартышка и Очки». Скажите, какие чувства вызвала у вас Мартышка?
Дети. Мне было смешно: Мартышка нюхала и лизала Очки.
— Мне сначала было смешно, а потом стало жалко Очки: они ведь не виноваты, что Мартышка не поняла, в чем их польза!
Учитель. А в этот момент какие чувства ты испытывала к Мартышке?
Ученица. Она мне не нравилась! Так нельзя делать!
Учитель. Значит, отношение к Мартышке у вас меняется?
Дети. Да!
Учитель. Хорошо. Тогда посмотрите на иллюстрацию в учебнике. К какому эпизоду она сделана?
Дети. Мартышка пытается понять, как действуют Очки.
Учитель. А можете ли вы сказать, как художник относится в этот момент к Мартышке? Что вам помогает определить это?
Дети. Ему ее жалко! У нее морда такая грустная!
— Да, это Мартышка не понимает, что же ей делать. Хочется ей подсказать.
— Она как старенькая бабушка — в платье, чепчике. Растерялась.
Учитель. Итак, художник сочувствует Мартышке.
Дети. Да!
Учитель. Я предлагаю вам дополнить работу художника и придумать иллюстрации, отражающие изменения состояния Мартышки. И еще сделать иллюстрацию к морали! Иллюстрации должны передать авторское отношение к событиям и персонажу. А для этого нам нужно понять, как и почему меняется состояние Мартышки, как автор оценивает ее поведение и как сюжет басни связан с моралью.
Ученикам предлагается творческая деятельность, основанная на сопоставлении текста произведения и его интерпретациихудожником и предполагающая углубление восприятия детьми.