Этап выявления специфики восприятия

Пятый этап — выявление специфики восприятия. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка дик­тует выделение в уроке этапа проверки первоначального само­стоятельного восприятия (в методике начальной школы распро­странен термин «первичное восприятие») произведения учени­ками. Цель этого этапа — определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение, что именно им понравилось, за­помнилось, что они увидели в тексте, что и как поняли, что оказалось для них сложным, на какие детали текста следует об­ратить их внимание на этапе анализа, какие знания активизиро­вать, какие навыки развить, чтобы скорректировать первое вос­приятие в процессе анализа. Но этот этап необходим и для реше­ния важнейшей задачи, вытекающей из принципа учета потреб­ностей ребенка, — мотивировать анализ произведения. Слушая ответы друг друга, дети обнаруживают, что произведение вос­принято по-разному, что их мнения и оценки не во всем совпа­дают. Как следствие, появляется желание разобраться в причи­нах этого явления, перечитать художественный текст. Как только противоречия обнаружены, учитель переходит от пятого к шес­тому этапу урока.

Этап постановки учебной задачи. Примеры организации этапов урока

Термин «учебная задача» используется в методике в разном понимании:

- во-первых, это задача, которую предстоит выполнить классу в ходе урока, по сути совпадающая с задачами, поставлен­ными учителем перед собой и учениками (научить — научиться, познакомить — узнать, объяснить — понять).

- во-вторых, это раз­вивающая задача, поставленная перед детьми в интересной, ув­лекательной для них форме: не просто проанализировать текст, не просто составить план произведения, а самим открыть какой-то секрет, закон, найти ответ на сложный, но очень важный и интересный вопрос, задуматься над тем, чего не видели и о чем не думали раньше, реализовать себя в какой-либо увлекательной творческой деятельности и т. п.1.

Обычно учебная задача ставится двумя способами:

1) в виде предложения аналитической деятельности: задать про­блемный вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения; предложить сопоставить разные вари­анты актерского прочтения произведения, иллюстрации разных художников, предварительную и окончательную редакции текста;

2) в виде предложения выполнить какое-либо творческое за­дание: оформить детскую книжку с картинками, подобрать жи­вописные или музыкальные иллюстрации к произведению, по­играть в режиссеров и сценаристов, составляющих киносцена­рий, или превратиться в художников, которые рисуют диафильм или комикс, в актеров-чтецов, готовящихся к выступлению, или актеров, репетирующих роли и читающих текст по ролям, и т.п.

Следует использовать разные способы постановки учебной за­дачи, не повторяя один и тот же прием. Все на­званные способы постановки учебной задачи активизируют мысль ребенка, ставят его в ситуацию выбора и заставляют мо­тивировать свою позицию.

Этап постановки учебной задачи должен быть логически свя­зан с предыдущими и вытекать из этапа выявления восприятия. По сути, учебная задача неразрывно связана с предыдущим эта­пом, логически завершает его: учитель, выслушав впечатления и мысли учеников, родившиеся при первичном восприятии, задает проблемный вопрос и, не получив на него ответа или получив разные ответы, предлагает ученикам разобраться в проблеме, пере­читав и проанализировав текст. Если оценки детей во многом сов­падают и учителю не удается создать проблемную ситуацию, то он предлагает детям принять участие в творческой деятельности.

1. Фрагмент урока во II классе по басне И.А.Крылова «Мар­тышка и Очки»

Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)

Учитель. Как вы думаете, что помешало Мартышке найти вер­ное применение очкам?

Дети. Она была глупая, не знала, как ими пользоваться.

Учитель. А разве глупость состоит в том, что кто-то не знает, как пользоваться каким-либо приспособлением? Вот перед вами прибор, он называется амперметр. Как им пользоваться?

Дети молчат.

Учитель. Очевидно, что многого можно не знать, но не быть глу­пым? А вот в чем же глупость Мартышки? Попробуем разобраться, пе­речитав басню внимательно.

Учебная задача предложена в виде проблемного вопроса. Дети называют разные причины нелепого поведения Мартышки (это зависит от глубины осмысления ситуации, изображенной Кры­ловым). Многие ученики называют глупым нецелесообразное исполь­зование очков, т.е. не различают глупость как неспособность думать, искать выход из ситуации, преодолевать свое незнание, непонимание своего невежества и элементарную необразованность, невежество как таковое.

2. Фрагмент урока во II классе по басне И. А. Крылова «Мар­тышка и Очки»

Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)

Учитель. Какие чувства вызвала у вас Мартышка? Менялись ли они по ходу чтения басни?

Дети. Она смешная! Вертит очками, а потом со злости их разбила.

— Ее немного жалко, она не знает, что с очками делать.

— Мне кажется, что она, конечно, смешная, но ее все-таки жаль.

Учитель. Вы высказали разные мнения. Интересно, а как к Мар­тышке относится автор, меняется ли его отношение к этому персонажу? Если да, то почему? Попробуем найти ответ в тексте басни.

Это более сложный по сравнению с предыдущими проблемный вопрос, но возможный во II классе при условии высокого уров­ня литературного развития большинства учеников. Осознание динамики авторских эмоций и ее причин приведет детей к осмыслению идеи произведения.

3. Фрагмент урока во II классе по басне И. А. Крылова «Мар­тышка и Очки»

Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)

Учитель. Вы познакомились с еще одной басней Ивана Андрееви­ча Крылова. По вашему смеху я поняла, что басня вам понравилась. Чем именно?

Дети. Мартышка очень забавная: она не знает, как пользоваться оч­ками.

— Я прямо видел, как Мартышка вертит и крутит очки, лижет их, нюхает, а потом сердится и разбивает их.

— Мне понравилась мораль, она уже не про Мартышку, а про людей.

Учитель. Хорошо, что вы обратили внимание на мораль, она дей­ствительно расширяет смысл басни. Давайте попробуем определить, как мораль связана с содержанием рассказа о Мартышке.

Вновь проблемный вопрос, направляющий учеников на осмыс­ление композиции произведения и через нее — идеи басни.

4. Фрагмент урока во II классе по басне И. А. Крылова «Мар­тышка и Очки»

Этапы выявления восприятия (5) и постановки учебной задачи (6)

Рис. 1. Н. Бережкова. Мартышка и Очки

Учитель. Вы прослушали басню Крылова «Мартышка и Очки». Ска­жите, какие чувства вызвала у вас Мартышка?

Дети. Мне было смешно: Мартышка нюхала и лизала Очки.

— Мне сначала было смешно, а потом стало жалко Очки: они ведь не виноваты, что Мартышка не поняла, в чем их польза!

Учитель. А в этот момент какие чувства ты испытывала к Мартышке?

Ученица. Она мне не нравилась! Так нельзя делать!

Учитель. Значит, отношение к Мартышке у вас меняется?

Дети. Да!

Учитель. Хорошо. Тогда посмотрите на иллюстрацию в учебнике. К какому эпизоду она сделана?

Дети. Мартышка пытается понять, как действуют Очки.

Учитель. А можете ли вы сказать, как художник относится в этот момент к Мартышке? Что вам помогает определить это?

Дети. Ему ее жалко! У нее морда такая грустная!

— Да, это Мартышка не понимает, что же ей делать. Хочется ей под­сказать.

— Она как старенькая бабушка — в платье, чепчике. Растерялась.

Учитель. Итак, художник сочувствует Мартышке.

Дети. Да!

Учитель. Я предлагаю вам дополнить работу художника и приду­мать иллюстрации, отражающие изменения состояния Мартышки. И еще сделать иллюстрацию к морали! Иллюстрации должны передать автор­ское отношение к событиям и персонажу. А для этого нам нужно понять, как и почему меняется состояние Мартышки, как автор оценивает ее поведение и как сюжет басни связан с моралью.

Ученикам предлагается творческая деятельность, основанная на сопоставлении текста произведения и его интерпретациихудожником и предполагающая углубление восприятия детьми.

Наши рекомендации