II этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.


Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия и развитие фонематического анализа и синтеза.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное вос­приятие, кинестетические ощущения.

Выделение звука на фоне слога (детям предлагается ряд слов, из которых нужно выделить заданный звук). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать oппозиционных звуков.

Выделение звука на фоне слога:

§ подними руку на заданный звук;

§ отбери (а позднее и назови) картинки, в которых имеется соответствующий звук;

§ подобрать слова с заданным звуком.

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения данного звука:

§ назвать первый звук в словах;

§ подобрать слова, начинающиеся с заданного звука;

§ отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

§ заканчиваются заданным звуком;

§ отгадывание загадок, выделение первого звука в отгадках;

§ назвать как можно больше слов по сюжетной картинке на заданный звук;

§ найти общий звук в предложенных словах;

§ «домино»: разложить картинки по принципу домино - последний звук предыдуще­го слова является начальным звуком следующего слова;

§ «цепочка слов» (аналогичное задание: детям предлагаются не карточки, а слова);

§ определение местонахождения звука в слове (начало, середина, конец);

§ разложить карточки в три ряда:

1 ряд - звук слышится в начале слова;

2 ряд - в середине слова;

3 ряд - в конце слова;

§ выбрать только те картинки, где заданный звук находится:
в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Определение последовательности и количества звуков в слове:

§ работа со «звуковой линейкой»;

§ «живые звуки» (один ребёнок звук - «д», другой - «о», третий - «м». Логопед просит встать детей так, чтобы получилось слово);

§ назвать слово по картинке и составить его графическую схему;

§ из ряда картинок выбрать те, которые соответствуют данной схеме;

§ угадать слово, которое должно получиться из первых звуков, которые встречаются в названии предметных картинок;

§ угадать слово, которое должно получиться из последних звуков, которые встреча­ются в названии предметных картинок;

§ «пирамида» - разложить предметные картинки соответственно количеству звуков в слове - в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше из четырёх звуков, … ;

§ «новоселье» - рассели животных на нужный этаж в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название;

§ отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков;

§ придумай слово с заданным количеством звуков;

§ «молчанка» - логопед предлагает посмотреть на игрушки и поискать такие, в на­звании которых встречается заданное количество звуков. Ребёнок, найдя нужную игрушку, хлопает в ладоши;

§ «умные часы» - на циферблате вместо цифр расположены картинки, названия ко­торых состоят из различного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку напротив картинки, просит найти ей пару - картинку с таким же количеством звуков;

§ показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

Определение места звука по отношению к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова и выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определённые звуки.

Последовательность предъявления материала:

§ слоги структуры типа СГ (согласный - гласный) та, са, мы;

§ односложные слова без стечения согласных звуков, состоящих из открытого слога: сад, сок, суп;

§ двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: лапа, рана, сани;

§ двухсложныеслова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, гамак;

§ двухсложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка;

§ односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, крот, гром;

§ односложные слона со стечениемсогласных звуков в конце слова: куст, мост, волк;

§ двухсложныеслова со стечением согласных звуков в началеслова: столы, трава, скала;

§ двухсложные слова со стечением согласных звуков в началеи середине слова:
спутник, правда, клумба;

§ трёхсложные слова: самолёт,капуста, сарафан.

После отработки отдельного звука по предложенному плану проводится его со­поставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем артикуляторно и акустически близкими.

Наши рекомендации