Тема 5. Композиция литературного произведения.
1. Понятие о композиции литературного произведения. Типы композиции: простая и сложная. Обусловленность композиции идейным замыслом.
2. Внешняя композиция (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей, строф.
3. Композиция и сюжет. Внесюжетные элементы.
4. Различные способы построения сюжета (монтаж, инверсии, умолчание, вставные новеллы, сюжетное обрамление и др.).
5. Композиция отдельных образов. Роль портрета, интерьера, речевой характеристики, внутреннего монолога, диалога, взаимохарактеристики персонажей, дневников, писем и других средств.
6. Композиция несюжетных произведений. Роль в ней стихотворных размеров и ритма, изобразительно-выразительных средств языка и др.
Каждое положение подтвердить примерами из любого произведения художественной литературы.
Литература:
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 188 –215.
2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец; М., 1999 (См. соответствующие понятия в Сводном указателе терминов).
3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // В.М. Жирмунский Теория стиха. Л., 1975.
4. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. М., 1964.
5. Левитин Л.С., Цилевич Д.М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.
6. Ревякин А.И. Композиция художественного произведения // Ревякин А.И.
Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972.
7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
8. Хализев В.Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.164.
Тема 6. Язык литературно-художественных произведений.
1. Литературный язык и язык литературного произведения, их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость.
2. Язык как «первоэлемент литературы» (М. Горький). Язык и стиль.
3. Язык автора и действующих лиц. Речевая характеристика персонажей.
4. Общеупотребительные слова как основа поэтической лексики.
5. Архаизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере стихотворения С.Я. Маршака «Быль-небылица».
6. Неологизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере произведений К.И. Чуковского и В.В. Маяковского.
7. Диалектизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок», сказов П.П. Бажова.
8. Вульгаризмы, их роль в детской книге. Покажите на примере повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».
9. Художественные функции омонимов, синонимов и антонимов.
Тема 7. Тропы и их роль в художественном тексте.
1. Многозначность слова в художественном контексте. Понятие тропа.
2. Эпитеты, их виды, идейно-художественная роль. Приведите примеры.
3. Сравнения, их виды, идейно-художественная роль. Приведите примеры.
4. Метафоры и их значение в художественном произведении. Развертывание и реализация метафоры. Приведите примеры.
5. Олицетворение. Приведите примеры.
6. Аллегория. Приведите примеры.
7. Метонимия, ее виды, идейно-художественная роль. Синекдоха. Приведите примеры.
8. Перифраз и его функции, идейно-художественная роль. Приведите примеры.
9. Функции гиперболы и литоты в художественном тексте. Примеры.
10. Ирония, ее значение.
Тема 8. Поэтический синтаксис и звуковые повторы.
1. Понятие о фигурах поэтической речи. Разновидности фигур. В чем отличие синтаксиса поэтической речи от синтаксиса, признанного нормативным для делового письма?
2. Повторы (анафора, эпифора, стык, кольцо), перенос, инверсия, умолчание, эллипсис, градация и антиклимакс, многосоюзие, бессоюзие, риторические вопросы и восклицания. Роль эвфонии в произведениях для детей.
3. Звуковые повторы, их виды: ассонанс, аллитерация. Роль звуковых повторов в произведениях для детей. Приведите примеры.
Задание: из словаря выпишите в виде схем все виды и разновидности тропов, синтаксических фигур и звуковых повторов, дайте им краткие определения и подберите примеры из художественной литературы.
Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия и Словарь литературоведческих терминов. (Соответствующие статьи).
2. Маршак С.Я. Воспитание словом. М., 1961.
3. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972.
4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
5. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. М.—Л., 1963.