Композиция литературного произведения

Прочитайте повесть Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

1. Определите «читательское ожидание» от жанрового обозначения в заголовке («странная история»).

2. Составьте «досье» на каждого из субъектов речи (повествователя и рассказчиков) в произведении: возраст, социальное положение, психологическое состояние, любимые «словечки» и фразеологические обороты [приветствуется анализ английского текста].

3. Составьте схему основных компонентов композиции (пейзаж, интерьер, диалоги, письмо, дневник и т.д.). Опишите особенности точки зрения в каждом из них.

4. Каким образом автор выстраивает читательское восприятие в рамках оппозиции «понимание – непонимание» череды удивительных событий?

* 5. Опишите различие в восприятии хронотопов повести российским и английским читателем (если это различие есть).

* 6. Как трансформируется мотив «раздвоения личности» в различных экранизациях произведения Стивенсона?

Прочитайте повесть Пера Лагерквиста «Варавва».

1. Повествователь и главный герой этого произведения: как соотносятся их точки зрения при описании происходящих событий?

2. Обозначьте основные события повести и сопоставьте их с компонентами композиции (ключевые диалоги, внутренние монологи главного героя, пейзажи и т.д.).

3. Герои произведения и хронотопы. Есть ли у каждого героя «свой» хронотоп? Есть ли у каждого героя «свой» завершённый сюжет?

Литература:

Чернец Л.В. Композиция // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С. 115 – 132.

Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Тынянов Ю. Иллюстрации // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993.

Шкловский В. Искусство как приём // Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.

Семинар 7.

Эпический род литературы

1. Соотношение понятий литературного рода и литературного жанра.

2. Система эпических жанров. «Большие», «средние» и «малые» эпические жанры и условность этих категорий.

3. Особенности эпических произведений (событие рассказывания и событие рассказываемое; фрагментарность; сюжет в его устремлённости к развязке).

4. Поэма как лироэпический жанр.

Литература.

1. Белинский В.Г. Разделение литературы на роды и виды.

2. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1971.

3. Хализев В.Е. Эпос // Введение в литературоведение: Литературное произведение. М., 1999. С. 507 – 512.

Произведение для анализа: А.П. Чехов. «Степь».

Семинар 8

Жанры лирического рода литературы

1. Лирика как литературный род.

2. Система лирических жанров.

3. Субъект речи в лирическом произведении (концепция Б.О. Кормана).

4. Поэтическая речь (М.И. Шапир).

Литература:

Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 5 – 18.

Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. С. 5 – 45.

Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Литературное произведение, основные понятия и термины. М., 1999. С. 141–152.

Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение: Литературное произведение, основные понятия и термины. М., 1999. С. 141–152.

Семинар 9

Драматический род литературы

1. Драма как род литературы.

2. Основные жанры драматического рода литературы.

3. Специфика драматического произведения, понятия катарсиса, коллизии, драматического диалога, монолога, реплики и др.

4. Драматическое произведение и театр.

Литература.

Хализев В.Е. Драма // Введение в литературоведение. Литературное произведение. М., 1999. С. 83 – 93.

Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972 (гл. «Эстетический феномен действия». С. 16 – 29).

Н.В. Гоголь. «Женитьба».

Семинар 10.

Стиль

1. Различные теории и типологии стиля.

2. Автор и стиль произведения.

3. Чужой стиль в литературном произведении: стилизация, подражание, пародия.

Литература:

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля.

Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968. С. 11 – 75, 87 – 101.

Тынянов Ю.Н. О пародии // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 284 – 310.

Эйдинова В.В. Стиль художника. М., 1991. С. 3 – 18.

Семинар 11

Наши рекомендации