Композиция литературного произведения. Традиционные композиционные приемы. Монтаж. Архитектоника.

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа
поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Повести Белкина" А.Пушкина; роман М.Лермонтова "Герой нашего времени" - тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем - Печориным). Любое
художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются композицией.

Композиция (от лат. Сompositio, сочинение, составление) – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи (вступления к основному сюжетному развитию), эпилоги (изображения окончательных следствий, вытекающих из показанных событий), части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия(созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их
последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы.

Разберем некоторые принципы и приемы:

1) действие произведения может начаться с конца событий, такая композиция называется обратной.

2) автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф ,художественных, события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д;

3) автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент; нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе"

Автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";

Нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений .

Архитектоника (от греч. architektonike — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.

Понятие архитектоники обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и
вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп.

18. Внесюжетные элементы.
Лирические отступления – непосредственное выражение автором эпического произведения его мыслей и чувств.Л о бывают только в эпических произведениях; в драматических как правило авторская речь совсем отсутствует, лирика же целиком представляет непосредственное выражение целостного переживание. Очень многообразна роль л о. С их помощью писатель усиливает нужное восприятие оценку читателями персонажей, их характеров и поведения. Иногда л о, посвященные какому-либо персонажу, сливается с думами и переживаниями другого персонажа, но тем не менее дается все же так, что читатель воспринимает его как непосредственное выражение авторских мыслей и чувств. Подчас в л о автор дает оценку изображенной им жизни в целом. Иногда автор прибегает к л. О. для сообщенияо характере и задачах своего произведения.

Вводные эпизоды – эпизоды, к-ые не связаны с линией повествования. Используется или для расширения и углубления содержания произведения, или для указания на его идейный смысл. Так же исп для разъяснения идеи, пафоса произведения.

Художественное обрамление – применяют для того, чтобы смысл тех или иных изображаемых явлений и характеров стал особенно ясным. Создание картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. Иногда оно подводит к главной сути изображаемого типа человека.

Художественное предварение. Писатель предваряет изображение грядущих событий, рисуя близкие к ним эпизоды, имеет своей целью обратить особое внимание читателей на смысл повторяющихся событий и тем самым помочь их лучшему пониманию



Наши рекомендации