Тема: Художественные мир произведения: композиция и ее виды

Цель занятия: рассмотреть основные функции композиции художественного произведения и наиболее распространённые композиционные приёмы.

План занятия:

1. Проверка теоретических знаний:

ü понятие о композиции художественного произведения;

ü композиция сюжета, композиция обратного содержания, внешняя композиция, композиция отдельных образов, сцен, эпизодов, речевая композиция;

ü виды композиционных приёмов (рассказ в рассказе, об одном и том же с разных точек зрения и т.п.).

2. Практические занятия по закреплению знаний и умений композиционного анализа художественного текста.

Самостоятельная работа студентов:

1. Найти в произведениях детской литературы тексты с разными типами композиции.

2. Определить тип композиции в следующих произведениях: К.Паустовский «Подарок», В. Осеева «Синие листья», В. Бианки «Мышонок Пик».

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Рекомендуемая литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.

2. Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение. – М., 2001.

3. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

4. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

5. Паскевич Н.Я. Уроки Мастеров слова: Учеб.пособие по литературе. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000. – 120 с.

6. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. – Рига., 1988. – 476 с.

7. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.

Семинары № 8

Тема:Язык художественного произведения: изобразительно-выразительные средства. Синтаксис поэтической речи

Цель занятия: рассмотреть основные отличия поэтического языка от всех других функционально-стилевых разновидностей языка; изучить все основные изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.

План занятия:

1. Проверка теоретических знаний:

ü синонимия, антонимия, омонимия как средства создания образности и выразительности;

ü тропы, их виды и соотношение;

ü синтаксические поэтические (стилистические) фигуры речи.

2. Практические задания по нахождению в конкретных художественных текстах изученных видов тропов и поэтических фигур.

Самостоятельная работа студентов:

1. Запишите в Словарь литературоведческих терминов новые понятия и их определения. Попытайтесь подобрать собственные примеры из детской литературы.

2. Найдите тропы в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и рассказе К.Паустовкого «Растрепанный воробей».

3. Определите известные вам стилистические фигуры в балладе С.Маршака «Вересковый мед».

Текущий контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, проверка ведения Словаря Литературоведческих терминов.

Рекомендуемая литература:

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

2 Введение в литературоведение: Учеб.пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш.шк., 2004. – 680 с.

3 Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение. – М., 2001.

4 Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

5 Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

6 Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова. – М., 1982.

Семинары № 9

Тема:Язык художественного произведения. Образность и художественность как важнейшие свойства художественной литературы.

Рекомендуемая литература: Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.:Академия, 2008

Цель занятий: формирование личности руководителя детского чтения, владеющего всеми компонентами читательской деятельности, способного давать компетентную оценку произведениям художественной литературы для детей

План занятия

1. Проверка теоретических знаний:

· Язык художественного произведения, роль и место языкового анализа на уроках чтения.

· Что такое образность речи и почему восприятие этого свойства речи составляет основу чтения-общения?

· Как трактуется учеными термин «художественность»?

· Существует ли образ как явление в науке?

· Чем отличается образ в художественной литературе от образа в науке?

· Какова простейшая систематизация художественных образов, необходимая учителю начальных классов для профессионального чтения?

2. Выполнение практических заданий.

Два представленные ниже небольшие произведения – это результат писательского труда одного и того же весьма уважаемого и любимого для многих автора. Прочитайте их внимательно.Вдумайтесь, всмотритесь в тексты того и другого произведения. Напрягите волю, возбудите ваше воображение, память, привлеките возможные ассоциации и… пронаблюдайте за собой.

Задание №1:

1). До чтения задумайтесь над заглавием.. На что надеетесь? Что ждете?

Ответ на этот вопрос запишите сразу, до чтения.

2). В процессе чтения: Отключались ли от себя? На какое время? Когда? Где «побывали»? Что и кого «увидели»? Запишите.

3). После чтения, когда книга закрыта: О чем задумались? Чего захотели? Почему? Ответ опять же запишите.

Итак, работайте!

Произведение 1. Как старик корову продавал

Перечитайте задание 1). Задумайтесь! Выполните его.

Теперь читайте текст произведения: думайте (запоминайте, представляйте, переживайте!)

Как старик корову продавал.

На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровенка нужна, Но, видно, не нравилась людям она.- Хозяин, продашь нам корову свою? - Продам. Я с утра с ней на рынке стою!- Не много ли просишь, старик, за нее? - Да где наживаться! Вернуть бы свое!- Уж больно твоя коровенка худа! - Болеет, проклятая. Прямо беда!- А много ль корова дает молока? - Да мы молока не видали пока...Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал.Один паренек пожалел старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою.Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком; - Корову продашь? - Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!- Да так ли! Уж выглядит больно худой! - Не очень жирна, но хороший удой. - А много ль корова дает молока? - Не выдоишь за день - устанет рука.Старик посмотрел на корову свою: - Зачем я, Буренка, тебя продаю? Корову свою не продам никому - Такая скотинка нужна самому!

(С. Михалков)

Прочитали? Продолжите анализ:

- Что прочитали? Насколько оправдался ваш прогноз?

- Какие чувства испытали? Какое из них осталось с вами, что ощущаете сейчас?

- Про кого прочитали? Назовите всех. Кратко охарактеризуйте каждого, ссылаясь на текст.

- Когда в процессе чтения «забыли» о себе (и забыли ли)?

- Что из того, что «увидели», «услышали», вас поразило, задело за живое?

- Что огорчило?

-Что порадовало?

- Чего захотелось?

Произведение 2.

Услужливый.

Не забудьте: прежде чем читать, задумайтесь над заглавием. Спрогнозируйте всё, что сможете:

- Кого называем «услужливым» ?

- Про что будет текст?

- Что чувствуете до чтения: вам хочется читать это? Интересно? Что именно? Почему? И т.д.

Теперь вчитайтесь в текст. Напрягитесь, включите воображение.

Услужливый.

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилег он на полянке и

попросил Зайца:

- Сделай одолжение - разбуди меня через полчасика!

Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении...

- Спи-спи! Обязательно разбужу! - пообещал он.

Лось потянулся и закрыл глаза.

- Может, тебе сена подстелить? - предложил Заяц.

Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

- Спасибо, не надо! - сквозь сон сказал Лось.

- Как - не надо? На сене-то, поди, мягче будет!

- Ладно, ладно... я спать хочу...

- Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я

мигом сбегаю!

- Да нет, не надо... я спать хочу...

- Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! - не

унимался услужливый Заяц.

- Да нет же... спасибо... я и так засну...

- А может, тебе рога мешают?!

Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь.

- Куда же ты? - удивился Заяц. - Ведь еще и двадцати минут не прошло!

(С. Михалков)

После чтения обдумайте те же вопросы, что были даны к произведению к №1. Ответы запишите. Потом сопоставьте оба произведения, сделайте вывод. Обсудите в группе.

Задание № 2.Снова обратимся к примеру из детской классической литературы: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

А теперь вглядывайтесь, вчитывайтесь в текст, вдумывайтесь!

Фиксируйте свои «реакции» на читаемое.

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Задание №3. После чтения произведения или, если надо, его перечитывания, письменно ответьте на вопросы:

1. Сбылись ли ваши ожидания и предположения, исходя из которых вы приступили к чтению?

2. Как представляется вам мир, в который вы должны были «войти» в процессе чтения? Каким вы его «увидели»? Что вас удивило? Поразило?

3. Теперь проверьте себя: не заглядывая в текст прочитанного произведения, ответьте:

- Когда, в какие годы это было? Где происходили события? Как выглядит то место, где они происходили (город-деревня? Какой/ая? Улица – поле? Какие? Что справа, слева, что под ногами? )

- Когда начались события? Что это: утро, день, вечер, ночь? Сколько времени длились события?

- Назовите персонажей, участников событий. Опишите каждого и как можно более детально: «вглядитесь» в людей – в одежду, лица, прически, манеры; «вслушайтесь» в их голоса. Скольких людей вы представили? А толпу «видите»? Какова она?

- Видите ли льва (живого, мертвого)? А собачку? Такая ли она у вас, в вашем «видении», как на картинке? Чем отличается?

Если ответить не можете, перечитайте произведение, но отвечая, всё равно напрягите и волю, и память, и ассоциации, и воображение.

Недостает знаний для того, чтобы представить события, о которых читаете? Отметьте, каких именно знаний вам не хватает? Где их можно добыть? (Дома найдите в книгах, в справочниках, в Интернете то, чего вы представить не можете потому, что у вас нет нужных знаний.)

Теперь еще раз перечитайте текст. Подумайте, запишите, что изменилось в вашем «видении», в ваших чувствах и желаниях. Как вы полагаете, а случайно ли действие разворачивается в Англии? Могло ли всё это произойти в XIX веке в России? Почему? Отчего же умер лев? Какой «опыт» вы извлекли из чтения этого ХЛП? И почему вы уверены, что это ХЛП? Вспомните известные вам и необходимые определения. Повторите их! Вдумайтесь в них.

О чем вы теперь думаете? О чем еще хотите узнать?

Материал для самостоятельной работы

1. Вчитайтесь в два данных вам ниже стихотворения и оцените их с точки зрения художественности. Свою оценку аргументируйте.

Произведение №1.

Наши рекомендации