Возрастные особенности восприятия литературного произведения учащимися.
Младший возраст (эмоциональность, богатство воображения, интерес к отдельным ярким эпизодам, категоричность суждений о поступках героев, наивно-реалистическое восприятием литературы);
подросток (повышенная эмоциональность, полет фантазии, интерес к проблеме формирования характера и моральных качеств человека, к мотивам его поведения, переход к осознанию художественных достоинств произведения);
ранняя юность (ослабление эмоционально-образных переживаний, логизация прочитанного, интерес к внутреннему миру героя и мировосприятию автора, желание систематизировать свои впечатления, способность воспринимать сложные социально-психологические коллизии и художественную условность, оригинальные композиционные и стилевые решения).
Условность деления подростков на возрастные группы и возможности учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Формы проверки особенностей восприятия учащимися литературного произведения.
Индивидуально-типологические особенности восприятия литературного произведения учащимися.
Основные типы восприятия художественного текста учащимися. Школьники «рассудочного» типа (с преобладанием логических моментов восприятия – «мыслители»): интерес к составлению планов, участию в работе итогового характера, затруднения при выполнении заданий по тексту, по работе с художественным словом). Эмоциональные читатели (с преобладанием наглядных и образных реакций на текст – «художники»: интерес к выразительным средствам языка и стиля произведения, затруднения в составлении планов, работе над выводами и т.д.). «Смешанный» тип читательской реакции.
Роль изучения особенностей учащихся каждого класса в организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке.
Выраженность воссоздающего воображения и эмоциональной отзывчивости (сравнительно с мыслительной активностью) у подавляющего большинства учащихся 4-6 классов.
Резкая дифференциация в литературном развитии учащихся 7-8 классов. Влияние на восприятие искусства индивидуального склада личности, читательского, жизненного и т.д. опыта ученика.
Усиление дифференциации учеников одного возраста в старших классах: интенсивное литературное развитие школьников с развитым мышлением, общей начитанностью и ярко выраженным интересом к предмету.
Гибкость и тактичность в руководстве нравственным и умственным развитием учащихся. Дифференциация работы учащихся с учетом объёма, сложности и художественного своеобразия текстов, меры самостоятельности их разбора, характера заданий и т.д.
Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы.
Объективные и субъективные сложности, возникающие в процессе восприятия художественного текста учащимися (например, произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого).
Учет художественного своеобразия произведения при подготовке его восприятия школьниками.
Формы подготовки восприятия произведения учащимися: беседа с опорой на личный опыт (читательский, зрительский, жизненный), создание определенного видео- и аудиоряда для создания эмоционального фона восприятия произведения, психологический лингвистический, исторический, историко-культурный, историко-бытовой, комментарии на уроке литературы. Самостоятельная работа учащихся с информационными источниками при создании комментария к тексту произведения.
Варианты проверки первичного восприятия прозаического текста в средних классах.
Подготовка восприятия и приемы анализа лирического произведения в средних и старших классах.
Приемы подготовки восприятия лирического произведения: опора на личные впечатления, использование произведений смежных искусств с целью создания определенного настроения, активизации работы воображения.
Приемы исследования характера первоначального восприятия поэтического текста в средних классах: беседа, устное словесное рисование, подбор музыкальных, живописных интерпретаций.
Скрытые приемы анализа лирического произведения: устное словесное рисование, комментированное чтение, работа над выразительным чтением. Обучение различным формам интерпретации поэтического текста.
Особенности восприятия и анализа лирического произведения в старших классах.
Подготовка восприятия лирического текста через освоение понятия литературного течения (направления) и жанра. Формирование понятия «лирический герой», «лирический цикл». Работа над теорией стиха. Литературоведческие и школьные приемы анализа (онтологический анализ, аксиологический анализ и др.).
Организация постижения образа-переживания через внимание к жанровым, лексико-семантическим, интонационно-ритмическим, стилистическим особенностям поэтического текста.
Самостоятельная и исследовательская работа с поэтическим текстом.