Своеобразие жанровой формы романа-эпопеи в творчестве М.А. Шолохова. Казачество – центральный герой романа «Тихий дон».

Романистика 1920–50-х годов: социально-философский роман (Л.М. Леонов и др.), исторический роман (Ю.Н. Тынянов и др.), юмористический роман (И.Г. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров и др.).

«Тихий Дон» М.А. Шолохова как жанровый синтез. Широкий охват исторических событий и художественное осмысление отдельных судеб в контексте исторических потрясений начала ХХ века. Хоровое начало в романе: образное воплощение голосов казачьей массы. Отражение в романе психологии, нравов и быта казачества. Отдельные образы-персонажи романа.

Философское постижение судьбы человека в эпоху глобальных социальных потрясений в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий Живаго в образной системе произведения.

Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (1945–1955). Трудный путь произведения к широкому читателю. Лирическое начало в сюжетно-композиционном единстве романа. Юрий Живаго в его образной системе. Философское постижение судьбы человека в эпоху глобальных социальных потрясений и концепция всемирно-исторического процесса в развертывании романного целого. История Юрий Живаго: жизнь личности на фоне истории. Драматические странствия и заданность судьбы. Восприятие героем революции, его вовлеченность в исторический круговорот. Столкновение двух антиподов – Живаго и Стрельникова – в сюжете любви. Неоднозначность образа Лары.

Рассуждения героев – «заместителей авторского “я”» (А. Юнггрен) – в композиции романного целого, части шестнадцатая («Эпилог») и семнадцатая («Стихотворения Юрия Живаго») в ней.

Русская «деревенская» проза второй половины ХХ века (В. Белов, В. Распутин и др.): проблематика и жанровое многообразие. Художественные особенности «деревенской» прозы.

Повесть В.И. Белова «Привычное дело» (1966) как первая попытка эпического осмысления современного крестьянского характера. Особенности композиции сюжета повести; система хронотопов и их роль. Сложность и противоречивость характера Ивана Африкановича Дрынова. Образ Катерины. Роль сказок Евстольи в раскрытии темы и характеров героев повести.

Обращение к теме русской деревни в произведениях Ф. Абрамова. Тетралогия «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» как пример правдивого и искреннего изображения советской деревни в военные и послевоенные годы. «Дом» как одно из важнейших для Ф.Абрамова понятий. Особенности сюжета повести «Пелагея». История жизни Пелагеи в контексте исторического времени. Условия формирования ее противоречивого характера (крестьянская любовь и привычка к труду и полуголодное существование в 30–50-е гг.). Поэзия труда и жажда накопительства как доминанты образа Пелагеи. Повесть «Алька». Образ Альки как антитеза образа Пелагеи и одновременно его продолжение.

Изображение русского женского характера в повестях В.Г. Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». Анна («Последний срок») как воплощение нравственного идеала. Жизненная философия, чувство долга и самопожертвование героини. Образы ее детей. Нравственный суд Михаила над братом и сестрами. Единство «военной» и «деревенской» тематики в повести «Живи и помни». Трагизм образа Настены и эволюция Андрея Гуськова. Этический конфликт повести «Прощание с Матерой». Тема памяти и долга в повести. Образ Дарьи – философский и нравственный центр повести (чувство ответственности героини перед предками, сохранение традиций, гармония отношений с миром природы). Образы сына Дарьи Павла и внука Андрея, их нравственная позиция. Петруха и «пожогщики» как разрушители. Фантастическое и реальное в повести (образ Лиственя и Хозяина острова).

Судьба русской деревни в произведениях о коллективизации 70–90-х гг. «Плотницкие рассказы» В.И. Белова (1968) – первые подступы к теме коллективизации. Олеша Смолин и Авинер Козонков – два типа крестьянского характера, формировавшихся в новых исторических условиях. Роман-хроника В.И.Белова «Кануны» как художественное исследование исторических процессов и истоков современного крестьянского характера. Тема раскрестьянивания в романе. Противопоставление характеров Павла Пачина и Игната Сопронова. Творческий труд на земле Павла и презрение к крестьянскому труду Игната как основа двух жизненных позиций. Разрушение вековых нравственных устоев в ходе ускоренной коллективизации.

Наши рекомендации