Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности

Возрастные особенности функционирования нервной системы

Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируется ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций — осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленно поведения, абстрактное мышление и речь.

Итак, нервная система выполняет

руководящую,

координирующую,

корригирующую и

направляющую функции,

осуществляет связь организма с внешней и внутренней средой.

Все эти сложные функции осуществляются огромным количеством нервных клеток- нейронов, объединенных в сложнейшие нейронные цепи и центры.

Чем меньше ребенок, тем

- меньше число условных рефлексов, формирующихся на базе безусловных рефлексов.

- на более низком уровне осуществляется их регуляция,

- меньше количество и порядков образовавшихся условных рефлексов.

- большая вероятность их исчезновения,

- процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

- тем менее выражены все виды торможения (дифференцированное, охранительное, запредельное).

- недостаточно выражена способность и к длительному проявлению возбуждения или работы какого-то центра, что приводит к быстрому развитию утомления, а также переутомления как отдельных центров, так и нервной системы в целом;

- тем труднее, медленнее вырабатывается как краткосрочная так и долгосрочная доминанты. Доминанта-это преобладание одного из центров над другими. ( она связана с образованием новой доминанты при угасании прежней). ( пока я не выполню мозг помнит).

Формирование доминанты связано с многократно поступающей одного и того же характера информации в одну и ту же точку головного мозга.

Импритинг - въедание или закрепление., тем труднее вырабатывается автоматизм действия ( например, кто любит чистить зубы? Как ты начал свой день?

Автоматизм - это формирование цепочки условных рефлексов на выполнение в одной и той же последовательности одних и тех же действий, тем труднее вырабатывается динамический стереотип.

Динамический стереотип - это формирование цепочки условных рефлексов на выполнение в одно и то же время, в одной и той же последовательности одних и тех же видов деятельности. ( например, приучение к порядку, к режиму дня).

- тем более выражена утомляемость нервной системы и тем более быстрая смена возбуждения торможением,

- тем менее выражены типологические свойства в.н.д. ребенка,

- тем менее выражены процессы концентрации, иррадиации, индукции.

Концентрация - это способность к собиранию к основному возбужденному центру деятельность всех близлежащих центров, которые усиливают его проявление.

Возникший в в.н.д. процесс возбуждения или торможения не остается неподвижным, а в той или иной степени распространяется по нервной системе. Этот процесс распространения и называется иррадиацией.

Индукция - это возникновение активного поля вокруг возбужденного центра.

- менее выражена аналитико-синтетическая деятельность нервной системы.

Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности

Процессу восприятия принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и в формировании познавательной деятельности.Восприятие — сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации.

В осуществлении процесса восприятия принимают участие различные области коры, каждая из которых специализированно участвует в операциях приема, анализа, переработки и оценки поступающей информации. В первичных проекционных корковых зонах (корковый конец анализатора, по И. П. Павлову) происходит прием и анализ отдельных признаков сигнала. Во вторичных проекционных зонах информация, поступающая из определенных анализаторов, синтезируется в сложные сенсорные комплексы. В зонах перекрытия анализаторов — ассоциативных областях коры интегрируется возбуждение, приходящее из разных анализаторов, происходит его сличение с эталоном, сформированным на основе прошлого опыта. В этих областях осуществляется комплексная оценка поступающей информации, принимается решение о ее характере. Происходит опознание стимула, определение его значимости.

Постепенность и неодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяют существенные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Определенная степень зрелости первичных проекционных корковых зон к моменту рождения ребенка создает условие для осуществления на уровне коры больших полушарий приема информации и элементарного анализа качественных признаков сигнала уже в период новорожденности. Установлено, что новорожденные способны выделять предметы из окружающего фона. Они задерживают взор на одном из элементов предъявляемого изображения.

В течение первых месяцев жизни усложняется анализ сенсорных стимулов в проекционной коре. В ЭЭГ-исследованиях формирования зрительного восприятия показано значительное усложнение коркового ответа на афферентный стимул так называемого вызванного потенциала (ВП), наличие которого отмечено у новорожденных

К 2—3 месяцам резко увеличивается разрешающая способность зрительного анализатора. Периоды бурного развития зрительной функции отличаются высокой пластичностью, повышенной чувствительностью к факторам внешней среды. Они рассматриваются как сенситивные периоды развития, чувствительные к направленным развивающим воздействиям. Это свидетельствует о необходимости раннего начала сенсорного воспитания.

По определению И. М. Сеченова, новорожденный «видит, но видеть не умеет». Восприятие, создание образа предмета связано с функцией ассоциативных областей. По мере их созревания они начинают включаться в анализ поступающей информации. В раннем детском возрасте до 3—4 лет включительно ассоциативные зоны дублируют функцию проекционной коры. Их вызванные ответы по форме, временным параметрам, реактивности соответствуют ответам проекционной зоны (см. рис. 16).

Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. К 5—6 годам заднеассоциативные зоны специализированно вовлекаются в процесс опознания сложных изображений, а в проекционной коре осуществляется более простой анализ, например выделение контура и контраста. В этом возрасте существенно облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с эталоном. Это дает основание рассматривать дошкольный возраст как сенситивный (особо чувствительный) период развития зрительного восприятия. Клинические наблюдения показали, что катаракта — помутнение хрусталика глаза, возникшая у ребенка до 5—6 лет, приводит к необратимым нарушениям зрительной функции.

В школьном возрасте система зрительного восприятия продолжает усложняться и совершенствоваться за счет включения переднеассоциативных областей. Эти области, ответственные за принятие решения, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования, обеспечивают формирование произвольного избирательного восприятия. Существенные изменения избирательного реагирования с учетом значимости стимула отмечены к 10—11 годам. Недостаточность этого процесса в начальных классах обусловливает затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.

Структурно-функциональное созревание лобных областей продолжается в подростковом возрасте и определяет совершенствование системной организации процесса восприятия. Заключительный этап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия для адекватного реагирования на внешние воздействия.

Наши рекомендации