Цель: упражнение ОСОбеННО ПОДХОД1ГГ

План занятия 2

1. Впечатления от первого дня.

2. «Слепой и поводырь».

3. «Скульптура»

4. «Уверенные, неуверенные, агрессивные ответы»

5. «Работодатель, вынужденный отказать»

Литература:

1. Р. Алберти, М. Эммонс «Самоутверждающее поведение. Распрямись, выскажись, возрази». – СПб,1998;

2. Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено». – М.: Прогресс, 1994;

3. Г.И. Марасанов «Социально-психологический тренинг». – М., 1995;

4. К. Рудестам «Групповая психотерапия». – СПб, 1998;

5. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии пр. Б.Ю. Баскакова. – М., 1992.

Обычно в первый день участники тренинга с недоверием относятся к ведущим, нарушают групповые правила, поэтому практически все упражнения первого дня (такие как: игра в ассоциации, психодрама по кругу) направлены на создание доверительной атмосферы и настроя на рефлексию. У участников постепенно формируется интерес.

Если у группы наблюдается общая физическая вялость, пассивность, то для того, чтобы «расшевелить» группу, рекомендуется дать упражнения, включающие «активную физическую деятельность». Например, «падение с подоконника». Для этого упражнения необходим стол или высокий подоконник. Один человек падает со стола или подоконника, а все остальные его ловят, стоя в парах и держа друг друга за руки. Возможны любые другие упражнения, повышающие двигательную активность.

Групповые правила

Любой тренинг, какие бы задачи он не преследовал, почти всегда начинается с выработки правил существования группы и со знакомства. Правила существования могут определяться по-разному. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно начинать сочинять самим. Если же участники собрались, озабоченные тем, чтобы решить какую-нибудь общую для них проблему, не связанную, как они думают (пока думают), с личностью каждого, либо участники определенно настроены и ожидают какого-либо тренинга поведения, отработки навыков и умений, то здесь довольно опасно начинать превращать выработку правил в особую групповую процедуру-(Г. И. Марасанов «Социально-психологический тренинг», стр. 13-14). Специфика разработанного нами тренинга подразумевает личностную проработку участников, поэтому необходимо обеспечить ощущение безопасное для каждого члена группы. Жестко введенные групповые правила обеспечивают участникам безопасность высказывания своих личностных проблем, (по этой проблеме Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено», стр. 161–162).

Групповые правила:

­ не выносить за группу то, что происходит в группе;

­ нет оценок, все говорим только о своих чувствах;

­ в каждом упражнении участвуют все, если упражнение совсем не нравится, то его можно пропустить, но только одно;

­ без разрешения из зала не выходить;

­ если что-то не нравится, то это можно обсудить;

­ тренер может брать на себя любые функции: запрещать, разрешать.

Модели

Неуверенная модель. Вы колеблетесь, говорите тихим голосом, прячете взгляд, не можете ничего сказать по существу, со всем соглашаетесь. не считаетесь с собственными чувствами, не высказываете своего мнения, ставите себя ниже других и делаете больно себе из опасения сделать больно другим.

Агрессивная модель. Чаще всего вы начинаете отвечать, прежде чем собеседник успел окончить свою мысль. Обычно человек стремится взять собеседника нахрапом и оставляет о себе глубоко неприятное впечатление, хотя впоследствии может об этом и пожалеть.

Ассертивная модель поведения позволяет без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом прав других.

Что такое адекватная оценка? (мнение авторов тренинга)

Мы считаем, что в сознании людей нашего общества оценка адекватна в том случае, если она отрицательная. Причиной к этому, с одной стороны, является тот миф, по которому говорить детям о том, что они хорошие – означает баловать, портить их. Хорошая оценка – это особый дар, который следует заслужить, и чтобы понять всю его ценность нужно все остальное время выслушивать о себе всякие гадости. Когда нам в жизни что-то долго не удается, когда мы не можем адаптироваться к сложившейся ситуации и стать в ней «хорошими», мы чутко ждем, что кто-то наконец-то скажет нам «правду» о том, что мы «плохие». Это будет нам стимулом для того, чтобы заслужить хорошую оценку. Сами по себе быть хорошими мы не можем. С другой стороны, мы все живем, обремененные чувством вины, всегда готовые пожертвовать собой ради близких и не очень близких нам людей. Это происходит как в силу нашей бедности, так и в силу нашего воспитания, по которому мы должны пожертвовать собой или ради Родины, или в силу сложившихся семейных обстоятельств. Просто так жить ради себя и получать от жизни удовольствие мы не можем – да и кто нам позволит, ведь это признак избалованности, ведь в этом случае мы «плохие», а жить нужно в постоянном страдании, чтобы заслужить, в конце концов, хорошую оценку. Мы предполагаем: адекватная оценка и отрицательная оценка – одно и то же (мнение авторов тренинга).

Во второй день приходит 2/3 группы. Об этом феномене пишет К. Рудестам в своей книге «Групповая психотерапия», 1990 г.: «Изучение причин, по которым участники групп досрочно выбывают из длительного участия в группе, так же выявляет тех кандидатов, которые могут извлечь наибольшую пользу из участия в группе. Одной из причин, назвавшихся выбывшими, были внешние факторы: проблемы, не связанные с группой, оказались важнее участия в ней. Эти внешние факторы иногда трактуются исследователями как бегство от неприятных эмоций, которые испытывает участник в группе или как рационализация с целью 1ибе-^1ть сгряхя агрессии, самораскрытия или близости. Вторая причина:1 о^сделялпсь вн\т1^н^^\ттповыми различиями: стиль межличностного поведения выбывших был прямо противоположен поведению других участников, выбывшие участники, например, демонстрировали слабую межличностную сензитивность. Трегья щ.чришя проявлялась в нежелании самораскрытия или нередлпспрюсыгх ожиданиях участников. Парадоксально, что люди, боящиеся межличностной близости, в большей степени нуждаются в групповом опыте. Четвертой причиной было боязнь испытать неблагоприятное эмоциональное воздействие проблем других участников, которое могло бы привести к психическим срывам.» (стр. 26–27).

Начинает формироваться доверительная атмосфера, участники говорят о необычной и приятной атмосфере тренинга. Участники обсуждают трудности друг друга в выполнении заданий, приходится напоминать о групповых правилах. Просят адекватной оценки своих действий На этот запрос может быть предложена игра «Горячий стул».

Теоретические основы

Правя человека для всех одинаковы, и никто в межличностном отношении не может претендовать на какие-либо привилегии, вне зависимости от служебного или общественного положения. Свою цепь мы видим в том, чтобы помочь как можно большему числу людей пользоваться своими правами и не ущемлять при этом прав других. Нас сильно беспокоит давно укоренившаяся в нашем обществе привычка подходить к людям с мерками, в соответствии с которыми одни лучше других. Поразмыслите над следующими фразами:

Взрослые лучше детей.

Начальники лучше подчиненных.

Мужчины лучше женщин

Врачи лучше водопроводчиков.

Учителя лучше учеников.

Правительственные чиновники лучше избирателей.

Генералы лучше рядовых.

Преуспевшие лучше неудачников.

И так далее, до бесконечности Подобные мифы впечатываются нам в сознание с детства, сама структура нашего общества позволяет относиться к людям так, словно именно личность одного хуже личности другого, а не та роль, которую человек играет в общественной иерархии. С правами личности зачастую не считаются даже в семье.

Всем нам знакомы фразы вроде:

«Как ты смеешь говорить так с отцом (матерью)»,

«Дети должны быть видны, но не слышны»,

«Чтобы я этого больше этого от тебя не слышал!».

Очевидно, что подобные родительские упреки не способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства и ответственности. Особая вина за это лежит на учителях. Поощряются тихие, послушные дети, не сомневающиеся в разумности сложившейся системы обучения, а с теми, кто пытается ей как-то противостоять, обходятся круто.

Остатки родительского и школьного воспитания влияют на нашу профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Любой наемный работник знает, что ему не позволительно «раскачивать лодку» организации. Шеф сидит «наверху», а остальные – «внизу» и поэтому обязаны вести себя соответственно ожиданиям начальства, даже если эти ожидания кажутся подчиненным неразумными.

Общеизвестно, что человеку, позволившему себе в какой-то момент быть агрессивным, свойственно потом стыдиться своего поведения, но гораздо реже признается, что ассертивно ведущие себя люди склонны чувствовать то же самое – тут дает о себе знать полученное в детстве воспитание. Наши общественные нормы налагают столь сильные запреты на стремление человека к самоутверждению, что он может терзаться угрызениями совести, отстаивая даже то, на что имеет полное право.

Нелепо испытывать чувство вины только потому, что ты такой, какой есть. Хотя, казалось бы, все – семья, школа, бизнес, правительство – отказывают стремлению к самоутверждению в праве на существование, мы заявляем, что любой человек имеет право жить и выражать свою волю, испытывая при этом радость (а не чувство вины), если только он не ущемляет своими действиями интересов других.

Свободное выражение чувств и желаний заслуживает всяческого одобрения. Настаивать на своем – хорошо, правильно, это нормально. Неуверенное или агрессивное поведение словно бы натыкается на самое себя, образуя порочный круг, разорвать который может только решительное вмешательство. Человек, долгое время придерживающийся одной из этих моделей поведения, обычно бывает о себе невысокого мнения, а его поведение – что самоуничтожительное, что оскорбительное для окружающих людей – вызывает в других презрение, пренебрежение и желание поскорее уйти. Видя такую реакцию, этот человек говорит себе: «Ну вот, я знал, что я ничтожество». Он с каждым разом находит все новые подтверждения своей низкой самооценке и продолжает вести себя неадекватно.

Этот цикл продолжается снова и снова: неадекватное поведение – отрицательная реакция – самоуничтожение – неадекватное поведение. Наиболее заметный компонент этой схемы – само поведение. Поведение как бы лежит на поверхности, и увидеть его несравненно легче, чем спрятанные за искусно воздвигаемым фасадом чувства и мысли. Кроме того, поведение лучше всего здесь поддается изменениям. Описанный цикл можно переиначить, превратив его в положительную последовательность: более адекватное ассертивное, самоутверждающее поведение вызывает у других позитивную реакцию, и этот положительный отклик способствует большему самоутверждению. («Ого^ ко мне огносягся как к достойному человеку'«), а возросшая уверенносгь в себе сгпмулпруег яссертивное поведение в будущем

П^емены в поведении прпводяг к смене пред с г явлений о сямом себе п своем втпягап! ня .ттюдей п события.

Есгесгвенно. ддчеко не у всех первые же усилия «окупаются» столь быстро или даже окязывяюгся успешными. Успех зачастую требует о^:юмного герпення^ постепенного перехода от менее ко все более сложным ситуациям Но как бы то ни было. ассертивность поощряет сам}' себя Ваше настроение улучшается, когда другие сгановягся к вам внимагельнее, когда ваши цели достигаются, когда все чаще события приобретают желательный вам оборот. II в ваших сипах сделать все это возможным' Ассертивным назьшается поведение^ которое позволяет без излишнего беспокойства отсганвать свои интересы^ свободно выражать свои чувства н не ущемлять при этом прав других. Уверенные в себе люди дейсгвуюг сообразно обстановке н интуитивно находяг верные решения Человеку же неуверенного поведения мысль о том, что следовало бы сделать, обычно приходит, когда подходящий для этого момент уже прошел.

Приобретя достаточный опыт ассертивного поведения, человек в любой ситуации сможет без труда найти такой образ действий, который позволит ему преподнести себя с самой выгодной стороны. Чем большую мы приобретаем способность выражать свои желания и проявлять инициативу, тем 'сметное у нас синеются столь привычные прежде нервозность н скованность в самые ответственные моменты жизни н повышается ощущение собственной значимости.

Другая крайность – человек а^:^есснвньп:^ обычно он

стремится взять собеседника нахрапом и оставляет о себе

глубоко неприятное впечатление, хотя впоследствии может

об этом и пожалеть Зачастую агрессивность люди

принимают за ассертивность^ не понимая, что ассертивньпт,

г е уверенный в себе п конструктивно мыслящий, человек не

клевещет на других, уважаег чужие права п не прокладывает

себе дорогу по чужим головам. Такой человек огкрьп н

гибок, он искренне старается соблюдать как свои, так и

чужие интересы.

Мы уп^ждаем, что чувство собственной значимости не

просто допустимо п в любом из нас. но и крайне желательно.

н если оно у вас отсутствует, нужно его развивать

параллельно с умением вести себя ассертпвно. Поведение же.

основанное на принижении собственного достоинства^ равно

как и достоинства других, не принесет ничего хорошего ни

вам^ ни окружающим вас людям Рассмотрим поподробнее

все три модели

Не}^:»енная модель. Вы колеблетесь, говорите тихим

голосом, прячете взгляд, не можеге ничего сказать по

сутцеству. со всем соглашаегесь. не счпгаегесь с

собсгвенными чуъсгва^!. не высказываете своего мнения.

ставите себя ниже других и дечаеге больно себе из опасения

сделать больно другим.

Агрессивная модель Чаще всего вы начннаеге отвечать,

прежде чем собеседник успел закончить свою мысль

Обычно человек стоемптся взягь собеседника нахрапом н

оставляет о себе глубоко неприятное впечатление, хотя

впоследствии может об этом п пожалеть.

Ассертивная модель поведения позволяет бе'^ излишнего

беспокойства отстаивать свои интересы^ свободно выражать

свои чувства н не ущемлять при этом прав других.

Десять определений «Кто Я»

Цель: упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломить лед и быстро познакомить участников друг с другом

Мятсрия.и,!: бум^г^!. кпрпндпши, ручки

Процедур^' каждому члену группы

даются кпрпндпш п б^»мпгп Участники

пол^чпгот след}тощ}то пнстр^»кцпю

Нппшшпе в столбик цифры от одного

до десяти и десять р;тз ответе письменно

на вопрос: «Кто Я?» Используйте

характеристики, черты, интересы и

чувства для описания себя, начиная

каждое предложение с местоимения (Я -

.....»). по-том каждый по желанию может

зачитать свои определения.»

Ассоциация по кругу

Слухач

Упражнение на умение слушать другого, не перебивая.

Цель:упражнение может предоставить членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирование с вербальным и невербальным общением. Оно обычно используется на ранних стадиях развития группы.

Инструкция: выберете себе пару, желательно человека, с которым вы малознакомы. Ваша задача слушать рассказ этого человека, не перебивая в течение нескольких минут. Затем по команде руководителя меняются местами. После окончания необходимо в общих словах рассказать историю своего оппонента.

Комментарий:При обсуждении ведущему нужно обратить внимание, чтобы участники называли друг друга по имени, а не в 3 лице.

Психодрамма по кругу

Цель: это упражнение используется для отработки ролевой игры и показать участникам возможность множество способов реагирования на одну и ту же ситуацию.

Процедура: разделите группу пополам, образуя два круга: один внутри другого. По сигналу руководителя группы участники внешнего круга движутся по часовой стрелке, а внутреннего – против часовой стрелки.

Инструкция: Изобразите:

­ Родственников, которые долгое время не видели друг друга;

­ Детей получивших новую игрушку;

­ Друг продолжает донимать вас разговором, а вы хотите уйти;

­ Молодых людей, признающихся одному из родителей в своих гомосексуальных наклонностях;

­ Милиционера, поймавшего нарушителя правил.

«Слепой и поводырь»

Группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой – ведущего. Ведомый закрывает глаза. После этого ведущие коллективными усилиями быстро меняют местоположение мебели, находящейся в комнате (стульев, столиков и т.п.), и возвращаются к своим ведомым.

Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями измененного пространства комнаты. Причем объявляется запрет на любые звуки, и прежде всего на речевое общение.

Ведущие должны провести своих подчиненных по самому сложному маршруту в комнате. Участники могут не только перелезть через нагромождения из стульев, но и передвигаться по столам, подоконникам и проч.

Затем участники меняются ролями и все повторяется вновь.

У игры два условных уровня эффектов. Первый уровень связан с отработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Второй слой эффектов связан с личностными переживаниями зависимости и ответственности.

Игра создает возможности для личных открытий самодиагностического характера, а также для наработки приемов установления взаимного контакта в паре.

«Скульптура»

Репетиция поведения

Цель Репетиция поведения является

основной методикой, используемой в

группах тренинга уъеренности в себе.

Это упражнение является хорошим

введением в процедуру репетиции

поведения.

Процедур:! Представьте ситуацию^ в

которой вы хотели бы действовать с

уверенностью в себе, и запишите ее на

бумаге '^атем каждый участник должен

вкрагце рассказагь свою ситуацию.

'^атем из «банка ситуаций» путем

группового решения выбираются

наиболее значимые для участников

группы ситуации. После пронгрьЕання

основной ситуации каждый из

участников группы должен предложить

своп способ выходя 1и этой ситуации.

Человек, ситущию которого

прон^:^ывж^г. выбнряег ш

гц^едложенного няборя вариантов

выхода н'? дпнноп сцгуящш наиболее

прнег^шемын. Снгуацнн прон^^ьЕаются

участниками^ н анализ! фуется тренером

«Горячий стул» (золотой, черный,

Горячий)

Упражнение дается на запрос

участников об объективной оценки их

действии. Участникам предлагается

почувствовать на себе сил}' «адекватной

оценки»

Процедура в центр круга ставшся стул

(желательно вращающийся) Каждый

участник (водящий), садящийся на

него. должен дать название этому

месту, г е выбрать^ сидит ли он на

'^^ном». «золотом» либо «горячем»

сгуле 1^сгдт1ьные участнны! вьшолняют

упражнение в ?ависимоси1 от выбора

водящего

Если водящий выбрал 'гче1^ньп^ стул» -_

каждый член группы долл-ен дать

водящему отрнщгельную оценку.

Водящему ня «золотом стуле» вся

^л'ппя должня говорить только то

хорошее^ что успели угнать о нем за

время тренинга.

Сидя нп «горячем сгуле»^ водящий

обя^ян отвечать на любые^ дяже сямые

кавер^ные^ вогц^осы, ?ядявяемые

грутшон.

« ДобрЫН 10НТНК».

Упражнение даегся в '^аьлюч! цельной

части тренинга. Для того.чгобыу

Частников группы осгалось приятное

впечатление от прошедшего тренинга.

Матещилы. ^ОНГ, бумага, руЧКН.

Пиоцедцд кяадош' л'частннк}' раздается

по 10 маленьких бумажечек и по одной ручке.

Инструкция: на каждой бумажке напишите по одному хорошему качеству, присущему людям. Затем сверните эти бумажки, чтобы не было видно, что на них написано Затем каждый должен бросить свои бумажки в раскрытый зонт, стоящий по середине комнаты.

Далее все садятся вокруг зонта и каждый по очереди вынимает по одной бумажке, читает, что в ней написано и отдает, не комментируя, тому участнику группы, кому это качество наиболее подходит. Упражнение не обсуждается.

План занятия 2

1. Впечатления от первого дня.

2. «Слепой и поводырь».

3. «Скульптура»

4. «Уверенные, неуверенные, агрессивные ответы»

5. «Работодатель, вынужденный отказать»

Литература:

1. Р. Алберти, М. Эммонс «Самоутверждающее поведение. Распрямись, выскажись, возрази». – СПб,1998;

2. Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено». – М.: Прогресс, 1994;

3. Г.И. Марасанов «Социально-психологический тренинг». – М., 1995;

4. К. Рудестам «Групповая психотерапия». – СПб, 1998;

5. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии пр. Б.Ю. Баскакова. – М., 1992.

Обычно в первый день участники тренинга с недоверием относятся к ведущим, нарушают групповые правила, поэтому практически все упражнения первого дня (такие как: игра в ассоциации, психодрама по кругу) направлены на создание доверительной атмосферы и настроя на рефлексию. У участников постепенно формируется интерес.

Если у группы наблюдается общая физическая вялость, пассивность, то для того, чтобы «расшевелить» группу, рекомендуется дать упражнения, включающие «активную физическую деятельность». Например, «падение с подоконника». Для этого упражнения необходим стол или высокий подоконник. Один человек падает со стола или подоконника, а все остальные его ловят, стоя в парах и держа друг друга за руки. Возможны любые другие упражнения, повышающие двигательную активность.

Групповые правила

Любой тренинг, какие бы задачи он не преследовал, почти всегда начинается с выработки правил существования группы и со знакомства. Правила существования могут определяться по-разному. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно начинать сочинять самим. Если же участники собрались, озабоченные тем, чтобы решить какую-нибудь общую для них проблему, не связанную, как они думают (пока думают), с личностью каждого, либо участники определенно настроены и ожидают какого-либо тренинга поведения, отработки навыков и умений, то здесь довольно опасно начинать превращать выработку правил в особую групповую процедуру-(Г. И. Марасанов «Социально-психологический тренинг», стр. 13-14). Специфика разработанного нами тренинга подразумевает личностную проработку участников, поэтому необходимо обеспечить ощущение безопасное для каждого члена группы. Жестко введенные групповые правила обеспечивают участникам безопасность высказывания своих личностных проблем, (по этой проблеме Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено», стр. 161–162).

Групповые правила:

­ не выносить за группу то, что происходит в группе;

­ нет оценок, все говорим только о своих чувствах;

­ в каждом упражнении участвуют все, если упражнение совсем не нравится, то его можно пропустить, но только одно;

­ без разрешения из зала не выходить;

­ если что-то не нравится, то это можно обсудить;

­ тренер может брать на себя любые функции: запрещать, разрешать.

Модели

Неуверенная модель. Вы колеблетесь, говорите тихим голосом, прячете взгляд, не можете ничего сказать по существу, со всем соглашаетесь. не считаетесь с собственными чувствами, не высказываете своего мнения, ставите себя ниже других и делаете больно себе из опасения сделать больно другим.

Агрессивная модель. Чаще всего вы начинаете отвечать, прежде чем собеседник успел окончить свою мысль. Обычно человек стремится взять собеседника нахрапом и оставляет о себе глубоко неприятное впечатление, хотя впоследствии может об этом и пожалеть.

Ассертивная модель поведения позволяет без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом прав других.

Что такое адекватная оценка? (мнение авторов тренинга)

Мы считаем, что в сознании людей нашего общества оценка адекватна в том случае, если она отрицательная. Причиной к этому, с одной стороны, является тот миф, по которому говорить детям о том, что они хорошие – означает баловать, портить их. Хорошая оценка – это особый дар, который следует заслужить, и чтобы понять всю его ценность нужно все остальное время выслушивать о себе всякие гадости. Когда нам в жизни что-то долго не удается, когда мы не можем адаптироваться к сложившейся ситуации и стать в ней «хорошими», мы чутко ждем, что кто-то наконец-то скажет нам «правду» о том, что мы «плохие». Это будет нам стимулом для того, чтобы заслужить хорошую оценку. Сами по себе быть хорошими мы не можем. С другой стороны, мы все живем, обремененные чувством вины, всегда готовые пожертвовать собой ради близких и не очень близких нам людей. Это происходит как в силу нашей бедности, так и в силу нашего воспитания, по которому мы должны пожертвовать собой или ради Родины, или в силу сложившихся семейных обстоятельств. Просто так жить ради себя и получать от жизни удовольствие мы не можем – да и кто нам позволит, ведь это признак избалованности, ведь в этом случае мы «плохие», а жить нужно в постоянном страдании, чтобы заслужить, в конце концов, хорошую оценку. Мы предполагаем: адекватная оценка и отрицательная оценка – одно и то же (мнение авторов тренинга).

Во второй день приходит 2/3 группы. Об этом феномене пишет К. Рудестам в своей книге «Групповая психотерапия», 1990 г.: «Изучение причин, по которым участники групп досрочно выбывают из длительного участия в группе, так же выявляет тех кандидатов, которые могут извлечь наибольшую пользу из участия в группе. Одной из причин, назвавшихся выбывшими, были внешние факторы: проблемы, не связанные с группой, оказались важнее участия в ней. Эти внешние факторы иногда трактуются исследователями как бегство от неприятных эмоций, которые испытывает участник в группе или как рационализация с целью 1ибе-^1ть сгряхя агрессии, самораскрытия или близости. Вторая причина:1 о^сделялпсь вн\т1^н^^\ттповыми различиями: стиль межличностного поведения выбывших был прямо противоположен поведению других участников, выбывшие участники, например, демонстрировали слабую межличностную сензитивность. Трегья щ.чришя проявлялась в нежелании самораскрытия или нередлпспрюсыгх ожиданиях участников. Парадоксально, что люди, боящиеся межличностной близости, в большей степени нуждаются в групповом опыте. Четвертой причиной было боязнь испытать неблагоприятное эмоциональное воздействие проблем других участников, которое могло бы привести к психическим срывам.» (стр. 26–27).

Начинает формироваться доверительная атмосфера, участники говорят о необычной и приятной атмосфере тренинга. Участники обсуждают трудности друг друга в выполнении заданий, приходится напоминать о групповых правилах. Просят адекватной оценки своих действий На этот запрос может быть предложена игра «Горячий стул».

Теоретические основы

Правя человека для всех одинаковы, и никто в межличностном отношении не может претендовать на какие-либо привилегии, вне зависимости от служебного или общественного положения. Свою цепь мы видим в том, чтобы помочь как можно большему числу людей пользоваться своими правами и не ущемлять при этом прав других. Нас сильно беспокоит давно укоренившаяся в нашем обществе привычка подходить к людям с мерками, в соответствии с которыми одни лучше других. Поразмыслите над следующими фразами:

Взрослые лучше детей.

Начальники лучше подчиненных.

Мужчины лучше женщин

Врачи лучше водопроводчиков.

Учителя лучше учеников.

Правительственные чиновники лучше избирателей.

Генералы лучше рядовых.

Преуспевшие лучше неудачников.

И так далее, до бесконечности Подобные мифы впечатываются нам в сознание с детства, сама структура нашего общества позволяет относиться к людям так, словно именно личность одного хуже личности другого, а не та роль, которую человек играет в общественной иерархии. С правами личности зачастую не считаются даже в семье.

Всем нам знакомы фразы вроде:

«Как ты смеешь говорить так с отцом (матерью)»,

«Дети должны быть видны, но не слышны»,

«Чтобы я этого больше этого от тебя не слышал!».

Очевидно, что подобные родительские упреки не способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства и ответственности. Особая вина за это лежит на учителях. Поощряются тихие, послушные дети, не сомневающиеся в разумности сложившейся системы обучения, а с теми, кто пытается ей как-то противостоять, обходятся круто.

Остатки родительского и школьного воспитания влияют на нашу профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Любой наемный работник знает, что ему не позволительно «раскачивать лодку» организации. Шеф сидит «наверху», а остальные – «внизу» и поэтому обязаны вести себя соответственно ожиданиям начальства, даже если эти ожидания кажутся подчиненным неразумными.

Общеизвестно, что человеку, позволившему себе в какой-то момент быть агрессивным, свойственно потом стыдиться своего поведения, но гораздо реже признается, что ассертивно ведущие себя люди склонны чувствовать то же самое – тут дает о себе знать полученное в детстве воспитание. Наши общественные нормы налагают столь сильные запреты на стремление человека к самоутверждению, что он может терзаться угрызениями совести, отстаивая даже то, на что имеет полное право.

Нелепо испытывать чувство вины только потому, что ты такой, какой есть. Хотя, казалось бы, все – семья, школа, бизнес, правительство – отказывают стремлению к самоутверждению в праве на существование, мы заявляем, что любой человек имеет право жить и выражать свою волю, испытывая при этом радость (а не чувство вины), если только он не ущемляет своими действиями интересов других.

Свободное выражение чувств и желаний заслуживает всяческого одобрения. Настаивать на своем – хорошо, правильно, это нормально. Неуверенное или агрессивное поведение словно бы натыкается на самое себя, образуя порочный круг, разорвать который может только решительное вмешательство. Человек, долгое время придерживающийся одной из этих моделей поведения, обычно бывает о себе невысокого мнения, а его поведение – что самоуничтожительное, что оскорбительное для окружающих людей – вызывает в других презрение, пренебрежение и желание поскорее уйти. Видя такую реакцию, этот человек говорит себе: «Ну вот, я знал, что я ничтожество». Он с каждым разом находит все новые подтверждения своей низкой самооценке и продолжает вести себя неадекватно.

Этот цикл продолжается снова и снова: неадекватное поведение – отрицательная реакция – самоуничтожение – неадекватное поведение. Наиболее заметный компонент этой схемы – само поведение. Поведение как бы лежит на поверхности, и увидеть его несравненно легче, чем спрятанные за искусно воздвигаемым фасадом чувства и мысли. Кроме того, поведение лучше всего здесь поддается изменениям. Описанный цикл можно переиначить, превратив его в положительную последовательность: более адекватное ассертивное, самоутверждающее поведение вызывает у других позитивную реакцию, и этот положительный отклик способствует большему самоутверждению. («Ого^ ко мне огносягся как к достойному человеку'«), а возросшая уверенносгь в себе сгпмулпруег яссертивное поведение в будущем

П^емены в поведении прпводяг к смене пред с г явлений о сямом себе п своем втпягап! ня .ттюдей п события.

Есгесгвенно. ддчеко не у всех первые же усилия «окупаются» столь быстро или даже окязывяюгся успешными. Успех зачастую требует о^:юмного герпення^ постепенного перехода от менее ко все более сложным ситуациям Но как бы то ни было. ассертивность поощряет сам}' себя Ваше настроение улучшается, когда другие сгановягся к вам внимагельнее, когда ваши цели достигаются, когда все чаще события приобретают желательный вам оборот. II в ваших сипах сделать все это возможным' Ассертивным назьшается поведение^ которое позволяет без излишнего беспокойства отсганвать свои интересы^ свободно выражать свои чувства н не ущемлять при этом прав других. Уверенные в себе люди дейсгвуюг сообразно обстановке н интуитивно находяг верные решения Человеку же неуверенного поведения мысль о том, что следовало бы сделать, обычно приходит, когда подходящий для этого момент уже прошел.

Приобретя достаточный опыт ассертивного поведения, человек в любой ситуации сможет без труда найти такой образ действий, который позволит ему преподнести себя с самой выгодной стороны. Чем большую мы приобретаем способность выражать свои желания и проявлять инициативу, тем 'сметное у нас синеются столь привычные прежде нервозность н скованность в самые ответственные моменты жизни н повышается ощущение собственной значимости.

Другая крайность – человек а^:^есснвньп:^ обычно он

стремится взять собеседника нахрапом и оставляет о себе

глубоко неприятное впечатление, хотя впоследствии может

об этом и пожалеть Зачастую агрессивность люди

принимают за ассертивность^ не понимая, что ассертивньпт,

г е уверенный в себе п конструктивно мыслящий, человек не

клевещет на других, уважаег чужие права п не прокладывает

себе дорогу по чужим головам. Такой человек огкрьп н

гибок, он искренне старается соблюдать как свои, так и

чужие интересы.

Мы уп^ждаем, что чувство собственной значимости не

просто допустимо п в любом из нас. но и крайне желательно.

н если оно у вас отсутствует, нужно его развивать

параллельно с умением вести себя ассертпвно. Поведение же.

основанное на принижении собственного достоинства^ равно

как и достоинства других, не принесет ничего хорошего ни

вам^ ни окружающим вас людям Рассмотрим поподробнее

все три модели

Не}^:»енная модель. Вы колеблетесь, говорите тихим

голосом, прячете взгляд, не можеге ничего сказать по

сутцеству. со всем соглашаегесь. не счпгаегесь с

собсгвенными чуъсгва^!. не высказываете своего мнения.

ставите себя ниже других и дечаеге больно себе из опасения

сделать больно другим.

Агрессивная модель Чаще всего вы начннаеге отвечать,

прежде чем собеседник успел закончить свою мысль

Обычно человек стоемптся взягь собеседника нахрапом н

оставляет о себе глубоко неприятное впечатление, хотя

впоследствии может об этом п пожалеть.

Ассертивная модель поведения позволяет бе'^ излишнего

беспокойства отстаивать свои интересы^ свободно выражать

свои чувства н не ущемлять при этом прав других.

Десять определений «Кто Я»

Цель: упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломить лед и быстро познакомить участников друг с другом

Мятсрия.и,!: бум^г^!. кпрпндпши, ручки

Процедур^' каждому члену группы

даются кпрпндпш п б^»мпгп Участники

пол^чпгот след}тощ}то пнстр^»кцпю

Нппшшпе в столбик цифры от одного

до десяти и десять р;тз ответе письменно

на вопрос: «Кто Я?» Используйте

характеристики, черты, интересы и

чувства для описания себя, начиная

каждое предложение с местоимения (Я -

.....»). по-том каждый по желанию может

зачитать свои определения.»

Ассоциация по кругу

Цель: упражнение ОСОбеННО ПОДХОД1ГГ

для первого 'снятия н является

хорошим способом «сломить лед

Наши рекомендации