В приведенных ниже предложениях публицистического стиля есть случаи неправильного употребления слов и выражений. Найдите эти ошибки, отредактируйте тексты.
1) Бригадира Виктора Леонова знали как человека простого, сердечного, зачинщика всех интересных дел. 2) Милиционер помог устранить хулиганский поступок. 3) Постепенно выковывается у нас высокое сознание в труде и учебе, образцовая дисциплина. 4) И как Павел ни придерживался осторожности, все же упал. 5) Осветив успехи в учебе, староста большую часть выступления посвятил причине недостатков. 6) Львиная часть земель принадлежала помещикам. 7) Большая половина учащихся хорошо подготовилась к экзаменам. 8) Многие москвичи уделяют лыжному спорту свой досуг. 9) Бесстрашные образы героев гражданской войны вдохновили его. 10) В книге обширно излагается и рассматривается материал для успешного проведения занятий по физкультуре в начальных классах.
Прочтите сатирическую заметку В. Шульги.
Длина штампа
Вероятнее всего, это началось в 50-х годах нашего века. Именно в то время появился фильм «Дорога длиною в год». Итальянская кинолента, возможно, уже позабыта, но заголовок глубоко укоренился на газетной почве. Дорога стала разъезженной. К тому же она и петляет.
Просто и скромно, хотя маловероятно: «День длиною в 35 часов». Гораздо длиннее и вовсе невероятно: «День… в 360 часов», «Разлука в 20 лет», «Дорога длиною в 20 лет», «Поиск длиною в 23 года», «Дорога длиною в 30 лет». Совсем непонятно: «Шоссе длиною в один отпуск».
Большинство заголовков этого рода ведет счет на года. Причем цифры растут в геометрической прогрессии. «Выборы длиною в год», «Клевета длиною в 5 лет».
Дальше – больше: «Подвиг длиною в жизнь», «Экспедиция длиною в жизнь».
Тут подключилась редакция передачи «С добрым утром!» и назвала песню «Дорога длиною в жизнь».
Мне кажется, пора свернуть с дороги, ведущей к штампу. И сделать это в нормальные 24 часа.
Согласны ли вы с мнением автора?
Найдите и исправьте речевые штампы и канцеляризмы в следующих предложениях.
1) Знакомство с данными материалами поможет вам в деле укрепления вашего здоровья. 2) В романе во весь рост и со всей остротой поставлен этот вопрос. 3) Многое сделано в городе в части усиления пропаганды правил дорожного движения. 4) Кладка стенок подлежит замене. 5) Дисциплина всегда стоит во главе угла, в фокусе всей работы в группе. 6) Методическое руководство предназначено для учителей математики средней школы с целью оказания им помощи в вопросах изучения десятичных дробей в пятых классах. 7) Все вышепоименованные произведения предназначаются для читателей, увлекающихся научно-фантастическими произведениями. 8) Со стороны отдельных учащихся имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 9) Данным мероприятием следует охватить все группы нашего института.
Определите, к какому жанру публицистического стиля относятся приведенные ниже отрывки.
1) Москву посетил знаменитый китайский актер Джеки Чан. Он приезжал пообщаться с поклонниками, которые его начали преследовать уже в аэропорту «Шереметьево», и представить свой фильм российским зрителям.
2) Каждый ребенок, только научившийся сидеть, месяц-два терроризирует домашних, целыми днями прыгая у них на коленях. От этой проблемы можно избавиться, приобретя развивающий оздоровительный тренажер «Прыгунки».
3) – Андрей, вы левша?
- Нет.
- Почему же тогда в Сиднее флаг несли в левой руке?
- Было указание руководства нашей делегации: раз трибуна справа, значит, знамя надо держать в левой. Иначе полотнище било бы меня по лицу. Закрывало от зрителей.
- Это единственная причина?
- По правде? Хотелось правую руку поберечь для игры: первый матч у нас был уже на следующее утро…
4) И вот только сейчас, при русском литературном безлюдье, и при этом третьеэмигрантском шабаше, я с возросшим пониманием вижу, как много мы потеряли в Твардовском, как нам не хватает его теперь, какая это была бы для нас фигура! (А. Солженицын).
5) За истекшие с тех пор годы страна окрепла до того, чтобы строить просвещенный либерализм. Просвещенный – значит, как я это понимаю, не бездумный, не радикальный.
Выберете наиболее понравившийся жанр и напишите небольшое публицистическое сочинение: газетную заметку, интервью, хронику, отчет о событии, обзор рынка или прессы, текст экскурсии по любимым местам, описание товара для презентации.
6. Придумайте и запишите текст рекламного слогана (не более 9 слов) или рекламного стихотворения. Помните, что реклама может быть информирующей или напоминающей. Вы добьетесь своей цели, если повысите уровень самооценки аудитории.
7. Наблюдая за участниками спора, легко обнаружить два полярных типа речевого поведения, отражающихся в типичных выражениях. Определите, какой из этих типов лучше, чтобы следовать ему.
Начало задает тон всему разговору!
I.
- Вы не правы (совершенно не правы, абсолютно не правы, несомненно не правы; ошибаетесь, глубоко ошибаетесь; заблуждаетесь, вводите в заблуждение; лжете, сознательно лжете...), и я Вам сейчас это докажу!
II.
Наши позиции не совпадают (мы расходимся во мнениях, я не могу согласиться с Вами, мне трудно признать Вашу правоту, я придерживаюсь другого мнения...), но, возможно, я ошибаюсь.
Убеждает только убежденный!
I.
– Я абсолютно убежден в том, что...
– Нет никакого сомнения…
– Не будете же вы спорить...
– Никто не станет отрицать...
– Все согласятся...
– Только глупый человек не поверит...
– Одни дураки станут доказывать...
II.
– Надеюсь, мы с Вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение...
– Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование.
– Каждый может ошибаться, и я хотел бы лучше понять Ваши доводы, потому что моя позиция представляется мне справедливой.
Доводы должны быть приняты всеми участниками
I.
– Ваше дело — принимать или отвергать мои аргументы: от этого их убедительность не страдает.
– Это Вы просто из упрямства отвергаете то, что каждый бы признал несомненным.
– Мне безразлично, что Вам мои доводы кажутся сомнительными.
– Только недалекий человек не может воспринять такие простые доказательства, которые я привожу.
II.
Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся Вам сомнительными.
– Я постараюсь привести еще доказательства, чтобы прояснить для Вас свою позицию.
– Мне бы не хотелось, чтобы мы с Вами занимали диаметрально противоположные позиции. Надеюсь, вот с этим Вы не сможете не согласиться...
Не торопитесь!
I.
– Я готов спорить, побыстрее, пожалуйста!
– Уж если Вы спорите, то не тяните резину!
– Что-то Вы долго собираетесь с мыслями!
– Скорее подбирайте слова, а то мы и к утру не закончим наш спор!
II.
– Давайте вернемся к исходному положению. Вы утверждали…
– Я хотел бы лучше разобраться в Вашей позиции.
– Так Вы утверждаете, что... Правильно я Вас понял?
– Прошу Вас подробнее остановиться на следующем... Мне не совсем понятно...
Ты сердишься — значит ты не прав!
I.
– Хоть кого выведет из себя Ваше упрямство!
– Вы злитесь, потому что не хотите признаться, что проиграли спор!
– Вам надо поучиться вести себя с противником!
– Не хочу спорить с таким упрямым ослом! Всем уже давно понятно, что Вы проиграли!
– У меня уже нет сил доказывать Вам то, что ясно любому младенцу!
– Да Вы с кем спорите!?!
– С Вами спорить без толку!
– Я никогда не соглашусь с Вами!
II.
– Не будем превращать спор в ссору; от этого истина не выиграет.
– Мне не хотелось бы, чтобы после спора мы стали врагами,
– потому что у нас общая цель — определить верную точку зрения.
– Согласитесь, что по многим позициям мы нашли общий язык, и не стоит огорчаться, что пока не по всем.
– Вам ведь не надо доказывать, что главное для нас обоих — найти правду, поэтому личные обиды просто невозможны.
Дайте возможность человеку сохранить его «лицо»
I.
– Ну вот, убедил же я Вас!
– Сознайтесь, как Вы были не правы!
– Конечно, вы и подумать не могли, что так легко сдадитесь!
– Признайтесь, что я выиграл наш спор!
II.
– Надеюсь, Вы еще подумаете над тем, о чем мы с Вами говорили.
– Думаю, Вы не откажетесь признать мои доводы.
– Вы сами способны прийти к правильному решению.
Произнесите слово ДА громко, тихо, кратко, растянуто, заикаясь, утвердительно, удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственности, разочарованно, торжествующе, вопросительно, как «нет».
9. Напишите, какое из слов(туристский – туристический) сочетается со словами:
ужин, путевка, костюм, поход, снаряжение, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак, поход.
10. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов:
Крокодиловы слезы, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, между Сциллой и Харибдой, Пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ