Упр.4. Исправьте в приведенных ниже предложениях лексические ошибки. Объясните, какие лексические ошибки были допущены.

1.Илья Муромец изображен в старинном обмундировании. 2. В искусстве он был совершенный невежа. 3. Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор. 4. Кто крайний за билетами? 5. В нашем крае много далеких населенных пунктов, в них обитает до трети населения. 6. Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка. 7. Живописца поразила поза ее лица. 8. Полковник танцевал с дочерью мензурку. 9. Рейд выявил плеяду жуликов. Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба. 10. В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню. 11. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 12. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.13. Никто из местных аборигенов не говорил по-английски. 13. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 14. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 15. Мой отец всю жизнь безвозмездно проработал на заводе. 16. Женщины ловко собирали с плодовых деревьев изюм и урюк. 17. Основные причины преступности среди несовершеннолетних – пагубное и отрицательное влияние социальной среды и двора в условиях нехватки наличия координации и согласования в деятельности педагогов, учителей, общественности и милиции. 18. Речь героев Зощенко непохожа на других писателей. 19. Собакам одевают намордники, чтобы не жаловались. 20. Траектория представляет собой изогнутую кривую линию. 21. Дефицитные материалы втихаря разбазариваются.

Упр. 5. Найдите ошибки в использовании фразеологических оборотов (устойчивых сочетаниях слов).

1. Взаимопонимание играет большое значение в семейной жизни. 2. Язык не поднимается говорить об этом. 3. Молодому человеку все время везет. Видимо он родился под счастливой луной. 4. Во главе угла руководство поставило два вопроса. 5. В плановых отделах сводят последние счеты с ушедшим годом. 6. Не хлебом единым сыт человек, нужны еще картошка, вермишель, не помешало бы и мясо. 7. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю. 8. Терпеть не могу сидеть сложив руки. 9. Ему было впору биться об стенку. 10. Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки.

Грамматические нормы

Упр.1. Поставьте каждое слово в форму множественного числа. Проверьте себя по словарю www.gramota.ru. Что вы можете сказать об особенностях их окончаний?

Инженер, бухгалтер, договор, лифтер, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, доктор, профессор, трюфель, торт, бант, шарф, цвет, корпус, образ, лагерь, пропуск, орден, лист, учитель, тон, сектор, рапорт, хлеб, поршень, кабель, тополь.

Упр. 2. Определите род приведенных ниже слов. Составьте словосочетания данных слов с именами прилагательными.

Автомат-закусочная, альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, идея-фикс, комедия-буфф, клей-паста, театр-студия, книга-справочник, крем-сода, кресло-кровать, луна-парк, машина-автомат, платье-халат, роман-газета, роман-хроника, самолет-амфибия, школа-интернат, диван-кровать, кресло-кровать.

Упр. 3. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы–лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха–мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы–кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты–лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты–лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны–тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы–тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны–тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари–токаря) и (слесари–слесаря)-инструментальщики. 10. Важнейшие отделы и (секторы–сектора) учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы–невода). 12. У причала столпились военные (катера–катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры–крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера–шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели–штабеля) кирпичей.

Наши рекомендации