Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях.

1) Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр. 2) Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях. 3) Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели. 4) Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика. 5) Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных. 6) Пишите ваши инициалы полностью. 7) Выводы комиссии обоснованные и справедливые. 8) Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 9) Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам. 10) В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы.

Найдите канцеляризмы в предложениях, замените их.

1) В плане общей идеи Некрасов превратил крестьянина и городского бедняка из персонажей литературы в главных героев. 2) Я хочу заострить свое внимание на проблеме «героя времени». 3) Такие люди как Базаров и сейчас имеют место в нашем обществе. 4) Вопреки желанию отца Некрасов подает свои документы в университет. 5) На основании вышеуказанных стихов можно сделать вывод о поэзии Есенина.

Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Вознаградить за труды; нетрудоспособность; жилищный фонд; приводить к общему знаменателю; принять к исполнению; надлежащий; предписывать; чудесный случай; проводить исследование; ходатайствовать; привлечь к ответственности; установленный порядок; единовременное пособие; посоветовать; содействовать; прямые обязанности; прогулка; соглашение; несоблюдение; дипломная работа; просрочка; ответчик.

Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.

Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

Претензия, благодарность, визы, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, требование, характеристика, санкция.

Чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных ниже фрагментах деловых посланий? Отредактируйте предложения.

1) Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 2) Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3) Необходимо еще раз обсчитать все данные. 4) Мне было отказано под благоприятным предлогом. 5) На заводе возникло нестерпимое положение.

Исправьте ошибки, вызванные неправильным сокращением слов.

Ростовская об., гор. Балтийск, Лесной пр., д.7, за-д «Красный Пр-й», г. бух. завода, Граж. Иванову оплатить ком-у.

8. Напишите заявления: с просьбой перевести вас на другой факультет, с просьбой разрешить вам академический отпуск, с просьбой принять вас на работу.

9. Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления документа.

10. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на какую-то должность.

11. Поразмышляйте над темой «Реклама в деловой речи».

Проанализируйте язык, стиль, средства, используемые в электронных и печатных СМИ для достижения рекламного эффекта в рекламе разных видов: товара и услуги (того, что нужно продать); производственной, торговой или иной марки, «престижа» (предприятия, фирмы, конкретного лица).

Проанализируйте один выбранный вами образец рекламы: цель, средства достижения рекламного эффекта, учет аудитории, языковые средства. Заполните таблицу.

Языковые средства Письменная форма рекламы Устная форма рекламы
Лексика      
Грамматические формы    
Синтаксические конструкции    
Стилистические черты    
Стиль изложения    

12. Официально-деловой стиль литературного языка может существовать не только в письменной, но и в устной форме. Один из распространенных видов устного делового общения – телефонный разговор.

Продумайте ситуацию «Вы позвонили в организацию, чтобы получить справку» и подготовьтесь воспроизвести ее.

Как вы начнете разговор? Как обратитесь к тому, кто вам ответил? Сформулируйте свою просьбу. Подумайте, какие фразы в данном случае неуместны и нежелательны. Какой ответ вы бы не хотели получить? Кто первым должен закончить разговор? Как вы это сделаете?


Наши рекомендации