И. А. Крылов-баснописец. Пушкин и Белинский о Крылове.

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ(1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург . 1 этап. 80-90егг.К. выступает как драматург и журналист. Все, что им создано в этот период связано с сатирой. В его Жур. выступл. («Почта духов») намечаются Осн. темы и проблемы буд. басен. В басен. тв-ве отчет проявл. демократичное воспр. К. действительности. 1 период называют своеобразной подготовительной школой в тв-ве К. баснописца. Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. 2 этап. Создает первые басни: «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых» - были опубл. в ж-ле «Московск. зритель» В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська. В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым.До К. басни сочиняли Ломоносов, Сумароков, Дмитриев, Измайлов. В лит-ре сущ-ло 2 разновидн. басен: дидактические (прозаич.) – риторич. жанр, дей-ли не хар-ры, а персонажи. Обязат элемент – мораль, кот. сводилась к обЪяснения жизни; поэтич. басни – дей-ли хар-ры. важн. отл. – мораль трактуется иначе, чем в прозаич. Осн. худ. приемом становится – ирония. В своих баснях К. противопост. автора и рас-ка басен сюжета, т.е. в басне пред-ся трад. басенный сюжет, но рас-к вступает в противоречие с авторской установкой. Он рас-ет историю живым, забавным языком. Автор в баснях пытается объяснить как следует и не следует поступать, а рас-к говорит, что в жизни не всегда получается как следует. Жив. рас-з выходит за рамки поучения: мораль и реальность не совп., их соединение м.б. только ироническим. «Ворона и лисица» - автор пред-ет, что не нужно верить лести, но не верить невозможно, т. м/у реальностью и нашим представлением о ней всегда имеется зазор. Живая яркость рас-за делает стиль К. басен неповторимым. Притворство – лит. прием – принцип тв-ва К. По своей жизни К. удивит. чревоугодник и лентяй. Поэт иронич. противостоял окр. людям, кот. свое дух. убожество пытались скрыть за всем внешним, что так не любил К. К. писал по 1-2 басни в день. Не было черновиков, ни книг – всем эти он бросал вызов ханженской дей-ти. Проблематика басен. – В пер. баснях наметился круг проблем басен. Все зооморфные персонажи наделяются автор. пред., типичн. чертами соц. психологии и морали. С одной стороны в басне – хищники, с др. – мелкое зверьё («Волки и овцы». Др. гр. басен: пред-ет кодекс бесчест. представителей соц. верхов. Направлены против паразит. власти и морали 1813г. «Орел и пчела» - диалог м/у ними. Орел жалеет пчелу, рас-ет о превосходном чув-ве полета, однако пчела дост-но ему отвечает, т.е. человеч. дост-во опред. вкладом в общество - «Листы и корни». Политич. басни: вопрос общ-го неустройства, отн-ие простого люда к политике, дей-ие самих правителей («Кукушка и орел», «Вельможа») «Вельможа» - басня попала на стол к министру просвящ., но она все-таки стала известна. К. читает ее лично царю. Особую гр. занимают басни посвящ. Отеч. войне 1812г.: «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне» - здесь отразил нар. представление об этих событиях. Яз. басен К. – разговорный, такого яз. лит-ра до К. практически не знала. В баснях К. дей-ет именно рус. чел-к с его умением шутить: «Музыканты» Басни К. открывали п/д рус. лит-ой нов. путь к решению важн. проблем нар. лит-ры. Полемика: Вяземский: «В уме К. есть что-то лакйское» - он судил К. с т.зр. дидактич. басен. Пушкин: В письме В. : « ты уморит. критикуешь К., но я назвал его пред-ем духа нар.» Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться ». Белинский: в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.Б. выделил гл. особенности басен К.: «он угадал особ-ти эстет. басни. Б – жанр огран-ый. Вместе с этим К. раскр-ет возможности басни, преобразовывает ее структуру, хар-ер….басни К. – это не просто басни, это повесть, комедия, юморист. очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басни.» По выр-ию Белин. «поэзия к. относится к поэзии П. как река отн-ся к морю».





16. Основной круг идей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», спорное и бес­спорное в образе Чацкого /Пушкин, Белинский, Гончаров/. Художественное своеобра­зие конфликта.

Время работы над комедией 1816-1824. В 1816 созрел план написания произведения, з1823 Грибоедов впервые читает отрывки из него, в1824 - комедия полностью закон­чена .

Главная проблема - проблема ума, это уже видно из заглавия. Первоначально коме­дия называлась «Горе уму». Герои в комедии разбиты на два лагеря, можно наблю­дать принцип поляризации персонажей - один против всех. В произведении встаёт дроблема человека и общества. Любовный конфликт связан с образами Чацкого и Со-|)ьи. Отсюда выводится проблема женской судьбы, свобода выбора. С образом Молча-чина связана проблема карьеры, нравственного и служебного выбора. Все эти про-Злемы восходят к проблеме ума, которая относится ко всем- лицам комедии, т. к. зсе они рассуждают важных материях, т. е. Имеют отношение к проблеме ума. Так, Фамусов озадачен выдачей Софьи замуж за богатого человека. Ум в образе Фамусова зыступает как здравомыслие, практический расчёт, умение жить с прибытком для ^ебя. Он понимает, что нужно в этом обществе, он по-своему умён. Идеал его -зельможа Максим Петрович. Он фиксирует внимание не на унижение Максима Петрови­ча, а на том, что тот получал в результате (золото, богатство) . Молчалин «и зкрадчив, и умён». Это великий психолог, который знает, что людям нужно от него 1 пользуется этим. За три года жизни в доме Фамусова он получил награды, автори-гет, влюбил в себя Софью. Ум Молчалина - ум, который приспосабливается к обстоя-гельствам.

Центральный персонаж - Александр Андреевич Чацкий. «Остёр, умён, красноречив». Зыли авторитеты, которые сомневались в уме Чацкого: Пушкин, Гоголь, Белинский.

Пушкин: В комедии Грибоедова умное действующее лицо - сам Грибоедов. Чацкий -тылкий, благородный, добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, сатирическими замечаниями. Он говорит очень умно, но кому? Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловым.

Белинский приходит к выводу, что общество выше человека. Чацкий - новый Дон Ки-<от, мальчик на палочке верхом, воображающий, что сидит на лошади. Зачем он не юкал круга, себе подобных?

Начиная с Гончарова, начинается героизация образа Чацкого. «Чацкий не только /мнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит остроумием. У него эсть и сердце, он честен, искренний и горячий деятель». Он принадлежит к тем точностям, которые не прячутся покорно в сторону от встречной уродливости, а ^мело идут ей навстречу и вступают в борьбу. Однозначность положительной оценки Чацкого была связана с вопросом о декабристской направленности идей Чацкого. В советский период на Чацкого смотрели также. Отношение Грибоедова к декабристам 5ыло скептическим: «сто преступников хотят изменить весь строй в России, я гово-i эил им, что они дураки».

Декабрист предполагает военный заговор, а Чацкий представляет собой другой уро-зень нравственной категории. Он порядочный, образованный молодой человек. Ум Чацкого ограничивается книгами, он абстрактно далёкий от практичного мышления. Lro ум оторван от эмоциональной сферы. Чацкий заранее уверен в своей правоте и это его ошибка. Он не верит, что Софья любит Молчалина, т. к. убедил себя в об-эатном. Ум у Чацкого не в ладу с сердцем. Противостояние Чацкого и общества 1ротивостояние относительное.

Наши рекомендации