И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец

Начало творческого пути Крылова. Крылов-журналист. Стилевое разнообразие раннего творчества. Публицистичность.

Крылов-баснописец. Жанровое своеобразие басен Крылова. Сатира и юмор в баснях. Проблематика и художественное своеобразие басен. Аллегоризм и дидактизм басен. Язык и стиль. Народная мудрость в интерпретации Крылова. Конкретно-исторический и общечеловеческий смысл басен. Афоризмы в баснях Крылова.

Тема 12.

Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.

Политические и эстетические взгляды Грибоедова. Грибоедов и декабристы. «Горе от ума» – выдающееся произведение русского реализма первой четверти XIX в. История создания и публикации произведения. Проблематика пьесы. Жанровые особенности. Любовный и социальный конфликт комедии. Чацкий и фамусовское общество: идейно-философское содержание противостояния. Своеобразие авторской позиции в комедии. «Московский текст» пьесы. Язык и стиль комедии. Драматургическое новаторство пьесы.

Тема 13.

А.С.Пушкин. Начало творческого пути.

Пушкин – основоположник русского реализма. Роль войны 1812 года и деятельности декабристов в идейном и творческом становлении поэта. Периодизация творчества Пушкина.

Лицейский период (1813 – май 1817). Связь лицейских стихотворений Пушкина с поэзией Вольтера, Парни, Державина, Жуковского, Батюшкова. Жанры лирики Пушкина этого периода. Гражданская и любовная лирика. Участие Пушкина в литературной жизни («Арзамас», «Зеленая лампа»).

Петербургский период (июнь 1817 – май 1820). Тема вольности и критика самодержавия в стихотворениях «Вольность», «Деревня», «К Чааадаеву». «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма.

Тема 14.

А.С.Пушкин. Южная ссылка.

Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824). Элегия и послание как ведущие жанры «южной» лирики. Автопсихологизм лирики («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»). Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Сходство южных романтических поэм с «байронической поэмой» и отличие от нее. Трактовка проблемы свободы; цивилизация и природа в «Кавказском пленнике». Композиция и стиль поэмы. Дальнейшее развитие проблематики «Кавказского пленника» в поэме «Цыганы». Эволюция романтических идеалов Пушкина в «Цыганах». Белинский о поэмах.

Творчество второй половины 1820-х годов (сентябрь 1826 – начало сентября 1830). Историческая поэма «Полтава». Героическая концепция личности Петра I. Соединение исторической и любовной проблематики. Создание программных стихотворений «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Тема 15.

Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман. История его создания. Энциклопедически широкое отражение действительности в романе. Социальные и философские проблемы. Новизна жанра и художественной структуры. Образ автора. Реализм образов героев, языка. Своеобразие сюжета и композиции. Принцип зеркальности как основа композиции романа. Онегинская строфа.

Роль Пушкина - преобразователя литературного языка. Современное состояние пушкинистики.

Тема 16.

Драматургия Пушкина. «Борис Годунов».

Михайловский период творчества Пушкина (август 1824 – сентябрь 1826). Преодоление идейного кризиса, утверждение принципов реализма и народности. Темы свободы в лирике («Подражание Корану», «Пророк»). «Борис Годунов» – первая русская реалистическая трагедия. Исторические источники трагедии. Нравственно-философская и социально-политическая проблематика. Народ в трагедии.

Тема 17.

Проза А.С.Пушкина.

Болдинская осень (1830). «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Социальные и нравственно-философские проблемы в повестях, обновление привычных сюжетных схем, открытие типа «маленького» человека, стиль. Новаторское значение для русской литературы «маленьких трагедий». Психологическая разновидность реализма в трагедиях.

Творчество 30-х годов (1831 – 1836). Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы. Проблема крестьянского бунта («Дубровский», «Капитанская дочка»). Образ Пугачева в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Социально-философская проблематика повести «Пиковая дама». Символика и фантастика в произведениях 1830-х гг. («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). Поэма «Медный всадник», Ее социально-политическая и философско-нравственная проблематика. Тема бунта в поэме. «Петербургский текст» А.С. Пушкина.

Тема 18.

Поэты пушкинского времени

Своеобразие литературной позиции Батюшкова. Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. Жанры «легкой поэзии» – эпиграммы, надписи, послания, басни. Патриотические идеи и настроения в поэзии Батюшкова 1812 г. Жанры дружеского послания («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»).

Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. Жанр элегии. Мотивы и образы сборника «Сумерки». Мотивы грусти, разочарованности, одиночества. Поздняя лирика («Осень», «Последний поэт»).

Поэзия Н.М. Языкова. Жанр послания («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). Программное стихотворение «Пловец». Эпикурейские и вольнолюбивые мотивы.

Творчество А.А. Дельвига. Жанровое своеобразие лирики: идиллии, песни, элегии. Музыкальность поэзии Дельвига. Эстетические взгляды. Взаимоотношения с А.С. Пушкиным.

Стихотворения П.А. Вяземского. Социальный критицизм и богоборчество в стихотворении «Русский бог». Гражданская лирика. Концепция поэта-дилетанта.

Тема 20.

Наши рекомендации