Вопрос 3. . басни и.а. крылова. идейно-тематическое своеобразие и образный строй в.г. белинский о крылове.

ВОПРОС 4. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В.А. ЖУКОВСКОГО. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ ЖУКОВСКОГО. ЭЛЕГИИ И БАЛЛАДЫ

Жизнь Жуковского, как частного и государственного человека (он был воспитателем наследника престола Александра 2), неотделима от его жизни в литературе. Однажды Жуковский сказал: « Жизнь и поэзия одно». Жизнь, по убеждению Жуковского, едина, но разделяется на земную и небесную. Одна – истинно прекрасная, гармоничная, а другая – переходящая и грешная. Чтобы войти в небесную, нужно очиститься от греха, для этого человеку посланы страдания и испытания. По Жуковскому, страдание – это благо, посланное для очищения.

Поэзия – это мост среди двух миров. Творческим сосредоточием поэзии на земле является творец, наделённый узнавать прекрасное в земном. Его сущность предопределена и если бы он даже хотел освободиться от неё, он не способен избежать самого себя.

Лирические узоры песнопений Ж. опирались, как правило не на точную биографию, а на те тщательно отобранные биографические факты, которые укладывались в его идеальное представление о своём уделе. Между Ж. – человеком и его лирическим образом установилось прочное единство, но не тождество. Так как, житейская биография автора совпадает и не совпадает с его лирической « биографией», то в литературоведении ввели понятие – лирический герой. Л.г. – это образ, в котором запечалилась личность автора, его идеальное « я».

Лирический герой – это жизнь души поэта, выступающая в стихах от лица « Я». В романтизме это единый образ, переходящий через всю лирику поэта, одни и те же черты воплощаются в разных жанрах. Романтикам свойственна свобода от жанрового мышления . Особенность л.г. Жуковского заключается в том, что он чрезвычайно обобщён, его мысли, чувства мало индивидуализированы.

Для того, чтобы выразить внутренний мир, «душу», в образе лирического героя Жуковскому нужно было преобразовать тогдашний поэтический строй русской поэзии. В слове содержатся основные и второстепенные значения. Рационалистическая поэтика строилась на основных, предметных значениях слов. По описаниям Жуковского же сложно определить физическое отображение предмета, на первый план выдвинуты эмоциональные отражения восприятия л.г. предметных значений. Если сравнить одно и то же слово « Тихая» у Жуковского и Державина, то ясно, что у Жуковского оно будет обозначать « Умиротворённая», «придающая согласие» и.т.д. Таким образом, Жуковский оживляет в слове добавочные эмоциональные оттенки, скрытые в самом слове. Автору важно не просто нарисовать картину, но передать через неё свою душу, переживание. У Жуковского пейзаж всегда сопряжён с настроением.

Романтики традиционно интересовались народной культурой и её нац. своеобразием. Среди баллад различались французская народная баллада с особой строфикой и системой рифмовки, английские, шотландские и немецкие народные исторические песни. В русском фольклоре к балладам ближе всего исторические песни, лишённые, однако, фантастического элемента. Европейская баллада обычно содержит предание, легенду, исключительное, страшное событие, к которому персонажи выражают свое эмоциональное отношение. Баллада была жанром, словно бы специально приготовленный романтикам национальной поэзией. Своими обработками народной романтики создали литературную балладу с обязательным фантастическим или мифологическим сюжетом, подчеркнув господство высших сил или Рока.

ВОПРОС 6. ЛИРИКА К.Н.БАТЮШКОВА. ЖАНРЫ (ВЫСОКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ,ПОСЛАНИЯ,ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ),ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА. В.Г. БЕЛИНСКИЙ О МЕСТЕ БАТЮШКОВА В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В развитии русской литературы и русского романтизма творчество Константина Николаевича Батюшкова играет знач.роль. Он - признанный глава рус."лёгкой поэзии".

"Лёгкая поэзия" - жанр, не имеющий строгих ограничений. По античной традиции "лёгкая поэзия" могла быть посвящ.описанию самых разнообразных, порой мимолётных впечатлений, воспевала радости земной жизни.

В отличие от Жуковского, поэзии котор.были присущи неопределённость, тревожные предчувствия, Б.воспевал радости чел.бытия, праздничность жизни ("Вакханка", "Весёлый час", "Мои Пенаты"). Для рус.поэзии конца 19-го века это было чем-то новым, неслыханным. "Лёгкая поэзия" внутренне как бы противостояла официальной государственной морали. Это была поэзия не подданного, а свободного человека, поэзия радости, счастья и наслаждения. От традиций сентиментализма творчество Батюшкова отличает напряжённость чувств и сила их выражения. Он одухотворяет земные радости. Так, идеал женской красоты в его представлении(дневник1)

Радость дружбы для поэта в том, что она - поддержка в горестях и победах, опора в сомнениях ("Дружество").

Многие ст.Батюшкова написаны в форме дружеских посланий, обращённых к узкому кругу друзей, способных разделить его чувства и мысли.

"Весёлый час" - лирический монолог, призыв к друзьям, пренебречь тяготами и противоречиями скоротечной жизни, в которой больше горя, чем радости, отдаться прославлению земных наслаждений, радости любви и дружбы.

Идеал Б.находит поэтическое возрождение в образах далёкого прошлого, в эпохе античности. В произведениях поэта присутствуют персонажи древнегреческой и древнеримской мифологии - Афродита, Аполлон, Амур, Морфей, Вакх, музы, нимфы. Упомин.предметы античного быта и культа - курильницы, венки из роз, жертвенники, златые чаши, полные светлого вина. Всё это не только усиливало ощущение лёгкости, но и подчёркивало призрачность радостного мира. Такое отношение к античности отличает Батюшкова от классицистов с их государственно-гражданским пафосом.

Гармоничность, лёгкость, изящество формы - результат художественного мастерства Батюшкова. "Лёгкая поэзия" - самое тяжёлое", - полушутя писал он. Мотивы "лёгкой поэзии" нашли отражение в творчестве многих поэтов первой половины 19-го века, в том числе Е.А. Баратынского, П.А Вяземского, молодого А.С. Пушкина.

Призывая в своём творчестве забыть о тяготах бытия, Батюшков не отгораживался от них в жизни. Добровольцем он участвовал в войнах с Наполеоном 1800-1807 гг. и 1813-1815 гг. Был тяжело ранен, чуть не погиб. Показал себя храбрым офицером. С Отечественной войной 1812 года связаны патриотические стихотворения поэта "К Дашкову", "Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года", "Переход через Рейн". Потрясённый "военными непогодами" и "страшным заревом столицы", поэт в стихотворении "К Дашкову" клянётся отомстить "за древний град...отцов".

После войны К.Н. Батюшков переживает тяжёлый духовный кризис. Горе, перенесённое соотечественниками, гибель друзей, выгоревшая Москва "поссорили", по его выражению, поэта "с человечеством". Он осознал невозможность мечты о мирной счастливой жизни вдали от городов. "Какое благородное сердце захочет искать грубых земных наслаждений посреди страданий всего человечества!" Его мучают сомнения в возможности обрести свободу и счастье в душе даже отдельной, замкнутой в себе личности, преследуют мысли о неизбежности утрат, о смерти. В эго творчестве всё чаще звучат мистические мотивы, надежда на лучшую жизнь в потустороннем мире ("Надежда", "К другу"), которые сближают Батюшкова с Жуковским.

После долгого периода сомнений и духовных исканий Батюшков приходит к мысли, что главное достояние личности в современном ему обществе - право на внутреннюю свободу, независимость частной жизни. В последний период творчества лирика Батюшкова утратила прежнюю лёгкость и праздничность. Теперь её главная тема - нравственная стойкость перед лицом изменчивой судьбы. По мысли поэта, человек может рассчитывать только на себя в этом враждебном ему мире.

Пережитые личные невзгоды, ужасы войны, наследственная болезнь подточили силы поэта. В 1822 году тонкая, чуткая, неустойчивая психика Батюшкова была сломлена душевной болезнью.

Батюшков по праву считается одним из родоначальников русского романтизма. Его лучшим стихотворениям свойствен напряжённый внутренний мир лирического героя, изображение душевных состояний (иногда противоречивых и трагических) в развитии.

Поэту свойственны демократизация литературного языка, употребление слов и выражений более широкого круга, чем речь просвещённого дворянства. Благодаря этому он добивается особой выразительности и точности поэтической мысли. У него нимфы резвые и живые, рощи кудрявые, ветки - "на землю склонённые".

Творчество Батюшкова, как и всякого крупного писателя, выходит за рамки одного определённого метода - сентиментализма, романтизма. Это связано не только с особенностями развития русской литературы того времени в целом, которую формировало стремительно развивающееся общество.

ВОПРОС 8. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К.Ф. РЫЛЕЕВА. ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА: «К ВРЕМЕНЩИКУ», «ГРАЖДАНИН». РУССКАЯ ИСТОРИЯ В «ДУМАХ» РЫЛЕЕВА (АНАЛИЗ 2-Х ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ВЫБОРУ). ПУШКИН О «ДУМАХ» РЫЛЕЕВА.

Кондр.Федор.Рылеев родился 18 сент 1795г. в Петербургской губернии. Отец Р. – мелкопоместный дворянин, ч-к вспыльчивый, был деспотичен в отн-ии к семье и крестьянам. О детстве у Р.сохранились безрадостные воспоминания. В возрасте 6-ти лет Р.был отдан в Петерб-ий кадетский корпус. Именно там зарождается у Р.лит-ые интересы. Выпустившись из корпуса прапорщиком, Р. получил возм-ть осущ-ть свою мечту. Он участв-т в загранич.походах рус.армии. В начале 1814 был выпущен в действовавшую против Наполеона армию, прошел вместе со своей частью Германию, Швейцарию и Францию, несколько месяцев провел в оккупированном союзниками Париже. В конце 1818 вышел в отставку как по идеологич-м, так и по матер-м соображениям. В 1820 Р. переехал в Петербург, где служил сначала заседателем Уголовного суда, а затем правителем канцелярии Российско-америк-й торговой компании. Первые лит выступления Р. относятся к 1820, когда в журн. «Невский зритель» появились его эпиграммы, элегии и сатира на Аракчеева «К временщику», доставившая ее автору шумную известность. В 1821—1823 Р. создал цикл «Дум» — баллад на темы русского исторического прошлого, в 1823—1824 написал поэму «Войнаровский», в 1825 — деятельно работал над несколькими поэмами из жизни украинского казачества XVI—XVII вв. («Наливайко», «Хмельницкий», «Палей»). В 1823—1825 вышли в свет три тома альманаха «Полярная звезда», в кот-м Р. (и сотрудничавшему с ним А. Бестужеву) удалось собрать лучшие силы тогдашней поэзии (Жуковский, Пушкин, Баратынский, Дельвиг и др.). «Полярная звезда» имела огром успех у читателей. 1822 в ряды Северного общ-ва. В тайном общ-ве Р. быстро занял главенствующее положение.

Будучи вначале сторонником конституц монархии, Р. позднее сделался убежденным республиканцем, сторонником наделения крестьян землей. После разгрома 14 декабря восстания на Сенатс площади Р. был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 11 июля 1826 он был приговорен к смерт казни четвертованием, замененной повешением. Утром 13 июля этот приговор был приведен в исполнение.

В поэзии Р., как и в его жизни, с исключ-ой силой выразились противоречия, обуревавшие движ-е декабристов. С одной стороны, ей были свойственны безусловно революц-е тенденции, отражающие общий подъем революц-го возбуждения в стране. С другой стороны, для Р. типичны были некоторые иллюзии, реформистские, конституционные. Борьба м-у революц-ми и либер-ми тенденциями идеологии Р. проходит через всю его творч деят-ть. Отдав нек дань легкой поэтике сентим-ой традиции (таковы напр. элегии 1820—1822, отмеченные влиянием Тибулла и Парни), Р. никогда однако не замыкался в узком кругу камерных и интим-х опытов. В его поэзии неизменно жило то «гражданское» содерж-е, тот неизменный интерес к политически-актуальной тематике, которые в конце концов привели его к решительному отказу от традиционнейших тем дворян лирики. В своих посланиях, одах и сатирах Р. явно опирался на Ломоносова и особенно Державина, т. е. на виднейших представителей «гражданского» классицизма, формы и жанры которых считал неизмеримо более адэкватными для своей идеологии, чем камерные и интимные жанры легкой поэзии. «Гражданин» - это клятва борца и обращение к молодому поколению. Стих-е и по стилю и по содерж-ю явл-ся высшей ступенью развития гражд-й лирики Р. В этом стихи Р. обращ-ся к современникам от своего лица, но не как одиночка-индивидуалист, а как представитель декабр-го движения. Его голос звучит уверенно, Р.излагает программу поведения настоящего гражд-на и патриота своего отеч-ва, кот-й должен готовиться к предстоящей борьбе. Это уже не просто вольнолюбивое стих-е, это уже стих-е политич-е, имеющее агитационную силу.

Интерес к истор.и нац.темам свойственен для предром-ма и ром-ма, в декабр-ой поэзии всегда был связан с патриотич идеями гражданственности. У Р.возникает замысел целого цикла стихотв-х рассказов о разных рус.деятелях истории, о боях, подвишах или злодеяниях. Эти рассказы Р.назвал Думами, используя термин, закрепл. в фольклоре.

«Думы» (1821-1823) События охватывают период времени с 10-18 века. У «Дум» было неск-ко источников: 1. Р.сам назвал в кач-ве своего предшеств-ка польского поэта Немцевича. От него Р.заимств.только общую тенденцию и форму дум.Однако в отл-ии от “Истх спевов” Немцевича, к которым были приложены ноты, Р создал про-я не для пения, а для чтения. 2. Рус и украинск.фольклор 3.Книги по истории, истор.рас-зы 4. В выборе своих сюжетов и отчасти в разработке их Р. большей частью шел за Карамзиным, автором «Истории Гос-ва российского».

Каждая дума имеет название. В названии – имя героя. Истории. творит личность, поэтому на нее следует обратить особое внимание. И задачу Р.можно сформулировать так: показать историю России с 10-18 вв в примерах личностей. Таким обр, история выступает как ср-во воспитания граждан

Р изобразил яркие хар-ры нац героев, причем и полож образцы — н-р, Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицат — н-р, Святополк Окаянный. “Думы”, несмотря на разнообразие изображённых в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя. Р.не стрем-ся создать образ эпохи, точно передать речь, мысли героя, он создавал обобщенный образ ПАТРИОТА – борца за свободу родины.

Издавая в 1825 году сборник “Думы”, Р в предисловии указал, что они предназначались для простого народа, а целью автора было “пролить в народ хоть каплю света”. Таким способом Р пытался пробудить нац чувство в холодных душах нового «племени славян».

«Думы» по своей поэтике одновр-но принадлежат и к классицизму и к ром-му;От Классицизма а)дидактизм б)просветит.напр-е, от Романтизма а)особый интерес к истории б)остросюжетное построение в) пр-пы построения хар-в.

В тексте Дум имеется историч.справка.И с текстом она соотнесена по пр-пу Часть-Целое, т.е.в тексте представл-ны не все события, связ-ые с героем, не точная достоверность, а в ист.справке мы можем получит достовер.инф-я о герое, событии и др. Анахронизмы – это несовпадение ист.событий с изображаемыми событиями. Яркий пример анахронизма: в «Думе» «Дмитрий Донской: « За вольность, правду и закон» - просветительская идея, а значит, 18 век, а Дм.Донск.личность 14 века. У Р.нет стремления к подлинности, очень ярки черты субъективизма(романтическое).Т.о. наблюдаем своеобразии «историзма» Р.

«Войнаровский» Рылеева как романтическая поэма.

1823 г – наступление нового периода тв-ва Р. Он начинает работу над поэмой «В»

Учителем Р в этой его поэме был Пушкин: у него Р, по его собственному признанию, учился стихотворному языку.

«В» — поэма из ист-го прошлого Украины. Герой поэмы — племянник Мазепы и ближайший участник в его заговоре против Петра I. После смерти Мазепы Войнаровский бежал за границу, но потом был выдан русскому правительству и сослан в Якутскую область. Время действия поэмы — 30-е годы XVIII века. Историк Миллер, путешествующий по Сибири, встречает вблизи Якутска ссыльного Войнаровского, и тот рассказывает ему о своей жизни, о Мазепе и об участии в заговоре.

Изменника и предателя Мазепу сам Рылеев называл «великим лицемером, скрывающим свои злые намерения под желанием блага к родине». История Войнаровского в изобр-и Р — это история благородного и пылкого молодого человека, искренне поверившего Мазепе и совращенного им на путь измены.

Р наделил своего героя тем же свободолюбием, каким обладал он сам. Поэта прежде всего интересовала возм-ть использ-я избранного им сюжета в целях борьбы с самодержавием. Так же как в «Думах», образ автора сливается в поэме с образом Войнаровского. В речах В мы слышим голос трибуна и гражданина, борющегося за «свободу человека», за его «своб права» против «тяжелого ига самовластья». Как романтик, Рылеев меньше всего интересовался воссозданием подлинного ист-го смысла заговора Мазепы против Петра I. Р идеализировал здесь образ Мазепы и дал его в противоречии с ист правдой.

Р. преодолевает в «В» односторонность дум, он стремится к широте худож.позиции, к правдивости психологич.хар-к. В «В» проявл-ся романтич-й субъективизм Р. «В» - романтическая поэма. Ее центром служит фигура гл.героя. Кроме вступления, описат.ремарки, связывающей 1 и 2 части поэмы, и эпилога, поэма предст.собой исповедь В. Она покоряет мастерством повествования. Но исповедь В. не преврат-сь в подробн.историю событий. В.логически связно, причинно-обусловленно рассказывает о своей жизни, Р.отбирает самые значит-е, вершинные эпизоды. Романтич.ха-р стр-ры поэмы подкрепляют резко антитетичные хар-ры(благородный В. и коварный Мазепа) и необычные ситуации: стремление В. к подвигам и его участие в коварном замысле Мазепы, идиллия любви В. с казачкой, разлука с ней и встреча ч-з много лет в снегах Якутии и др.

Необычен и внешн.облик героев поэмы. Особая постановка центр.персонажа ощутима уже в портрете. Она ощутима уже в первом появлении перс-жа В.появл-ся с «беспокойным»взором, с «суровым, тоскующим» выраж-и лица, с тревожными думами, отпечатавшимися на его челе, с пламенем в глазах.Портрет центр.персонажа в рус романтич.поэме чаще всего сост-тся описанием чела, волос, взгляда, улыбки, смеха. Это абс-но соотв-ет «составу» портрета в байроновской поэме. Такая краска, как унылость, печаль, щедро помещена в портрет В.. Рус.романтич.поэма в описании внешности перс-жа не стирает печать его превосх-ва над другими. Она видна, н-р, в том, что фиксирует и получет особ.смысл характерная деталь романтич-го портрета – чело. Чело высокое, бледное, морщинистое. Чело, приковывающее внимание к герою в толпе других людей. В поэме «В»:

И на челе его слегка

Треножные рисует думы

Судьбы враждующей рука.

Широкое распр-ие приобрел байроновс.параллелизм: душевн.переживания центр.персонажа – буря в природе. Только буря и родств-ые явления могут служить достаточным эквивалентом душевных волнений героя в моменты отчуждения:

Во время бури заглушила

Борьба стихий борьбу души..

Покоен он – но так в покое

Байкал пред бурей мрачным днем.

Рус.романтич.поэма сохраняет печать высокости и значит-ти в портрете центр.перс-жа. Однако она ее смягчает за счет деталей психологич-го, отчасти сентим-го плана, явно ослабляющих бурную энергию байроновского ценр.перс-жа.

Центр.перс.в рус.романтич.поэме значит.ярче других перс-й. Но характ-но ли для него то подавляющее воздействие на окр-х, кот-е отличает героев Байрона?

Обратим внимание на полож-е В. в якутской ссылке. Между ним и другими – невидимая грань. И В. по отн.к окр-м холоден, сдержан, молчалив, но ему хотелось бы, чтобы люди его боялись и сторонились. В.хотел душевного покоя, он нарисовал типичную схему поведения Байрон.героя.

В рус.романтич.поэме гл.герой отпадает от большинства, от своих соотечественников. Его позиция асоциальна, противостоит господствующей гос.власти или же нац объединению.

Отметим неск-ко моментов в духовном развитии В.:

1.Прошлое В.рисуется в идиллистических тонах. Нет намека на разлад.

2.Перемена началась с участия в мятеже Мазепы. Отпадение от центр.власти(Ррмантич!), борьба с соотечеств-ми, месть и убийство.

3.Под знаком отчуждения и послед.фаза жизн.пути В.Отъединение от людей, параллелизм мрачн.душевн.сост-я героя и суровости природы.

В концепции любви видно, что рус.поэма сохр-ет романтич.сождерж-е. Любовь – вхождение в область высших идеальных ценностей.Именно поэтому гибель возлюбленной означает распадение «связи времен».У Рылеева любовь по-прежнему переживается со всей напряженностью и значением романтич-й страсти, но выше ее оказ-ся благородные цели борьбы за вольность. Возлюбл-я В.идет за мужем на каторгу, делит его горе. Этот образ был навеян Байроном, но влилась и гражд-я струя Рылеева.(черты жен декабристов)

В больш-ве случаев рус.поэма заканчивает повеств-е характерной для романтич-го конфликта смертью цент.перс-жа. Но конкретизация мотивировки появвл-ся и здесь: В. гибнет целиком, отдаваясьделу, к кот-му они причастны, не оставляя душе никакой тайны.

Итог: рус романтич.поэма смягчает черты угрюмого демонизма в портрете центр.перс-жа, ослабляет контраст с окружением, делает более сложным процесс отчуждения, конкретиз-т его мотивы до прктич.цели. С другой стороны, она сохр-т печать высокости и превосх-ва глав.героя над другими, поддерж-т идею контраста, насыщает систему мотивов пафосом, двояко констатирует неразрешимость ситуации – неосуществленной любовью и неизбеж.гибели центр.персонажа.

ВОПРОС 19. ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»,ИЗОБРАЖЕНИЕ «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ НАРОДНОЙ»,ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И КОНФЛИКТ. В.Г. БЕЛИНСКИЙ О «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ».

«Б Г» посвящён историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал – «ИГР» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «БГ» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нём картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. В «БГ» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.

Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слёзы. Этим комическим советом П. подчёркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царём. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово.

В «БГ» побеждает народ, но он снова оказывается и побеждённым: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого П. Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот. В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «БГ» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. П. верно изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого П. как участники полит борьбы. В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода П. как рода мятежного.

Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В «БГ» П. использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было во Казани».

Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Р. Дает рад больших проходных сцен; действие «БГ» растягивается на несколько лет, протекая в самых разнообразных местах.

Вопреки классицистической трагедии в «БГ» трагическое смешано с комическим. П. совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув её в сторону сближения с действительностью.

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья...

В мире не было спокойствия. Только что произошла революция во Франции, окончательно скинувшая с трона Бурбонов. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдина, начнётся восстание в Варшаве. Обо всех этих событиях думал Пушкин в деревенской тишине. Мысли эти тревожили воображение, заставляли сопоставлять, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

У Пушкина память была цепкая, хотя документы и рукописи, относящиеся к этому столетию, он читал пять лет назад, когда писал "Бориса Годунова".

Пушкин писал письмо Плетневу: "Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази, степь да степь, соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов".

Творчество в Болдино

Достоверно известно, что в Болдино Пушкин

· Седьмого января закончил стихотворение "Бесы".

· Восьмого сентября - "Элегию"

· Девятого Сентября - Повесть "Гробовщик"

· Четырнадцатого сентября - повесть "Станционный смотритель"

· Четырнадцатого сентября написал предисловие к "Повестям Белкина"

· Двадцатого сентября - окончил повесть "Барышня крестьянка"

· Двадцать пятого сентября - восьмую главу "Евгений Онегин"

· Двадцать шестого сентября - написал стихотворение "Ответ анониму".

В Москве Пушкина одолевали мрачные мысли. Царские милости к нему обернулись пленом. Независимости, которую он почитал основной человеческого достоинства, не добиться. Друзья его юности далеко. Он жадно прислушивается к политическим событиям в Европе, но ехать туда ему не разрешают царь и Бенкендорф. Кольцо «мышьей беготни», суеты жизни сжимается всё теснее. 18-летняя Наталья Гончарова так прекрасна, что напоминает Пушкину пленительных мадонн Эрмитажа. Она «прелесть не по одной наружности». Забрезжившее видение счастья, кажется, может заставить замолчать все опасения.

Пушкин едет в Болдино огорчённый разлукой с Натальей и ободрённый надеждой творчества. Смерть бродит рядом, эпидемия холеры охватила многие губернии, народ «подавлен и разорён», всюду карантины, и не вернуться в Москву, к Натали. Но в болдинском уединении Пушкин передумывает прошедшее и «волнуем будущим». Он размышляет о том, что сильнее: законы ужасного века или высокие порывы души человеческой. И одна за другой рождаются трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено стать великими. И в болдинских пьесах, «опытах драматических изучений», которые в одном из писем Пушкин назвал «маленькими трагедиями», он как будто усилил условность драматического искусства. Мы присутствуем лишь при развязке поединков, которые слагались долго, но освещены Пушкиным почти мгновенно, как резким блеском молнии.

1830 г. – трагический рубеж в жизни Пушкина. Он ясно понял, что лишен независимости и свободы. Жестокое время против человека, и Пушкина уже больше не обманут легкокрылые надежды.

«Повести Белкина» обнаруживают расхождение природы человека и быта, роли, навязанной героем или подсказанной традицией, которые многие действующие лица охотно исповедуют. Сильвио в «Выстреле» загоняет себя в рамки дуэльной распри и сословного тщеславия, но оказывается выше этих намерений, подсказанных, в сущности, литературным штампом романтического злодея. В «Метели» книжная любовь Маши и Владимира при всей ее выспренности оказывается тоже внушением традиции , а не непосредственным голосом сердца. И потому природа (метель), время, чувства разрушают предрассудки и открывают подлинные возможности жизни. В «Гробовщике» Андриан Прохоров потрясен сном, который выводит героя за рамки привычности. В «Станционном смотрителе» дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне. Ситуация «Барышни- крестьянки» тоже изображена как условность ,один из предрассудков сознания героев и разрушена шутливо и простодушно. Таким образом, « Повести Белкина» оказываются полемикой с бытом, представленным и как литературная заданность поведения, и как сословная ограниченность. Человек у Пушкина выше быта, его окружающего.

Возвращение в Москву

И вот настал день 27 ноября 1830 года, когда в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. Уже после возвращения в Москву, Пушкин писал Плетневу: "Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы "Онегина", восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанною октавами (стихов 400), которую выдам "Anonym". Несколько драматических цен, или маленьких трагедий, именно: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" и "Дон Жуан". Сверх того написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…". Далее Пушкин сообщает, что написал, пять повестей прозой.

Кроме того, известно, что была написана первая его болдинская сказка, а также ряд литературно-критических статей. Двадцатого октября 1830 года Пушкин поставил точку в последней повести Белкина, а 23 октября уже закончил первую из маленьких трагедий - "Скупого рыцаря". Они следовали одна за другой: 26 октября - конец работы над "Моцартом и Сальери",4 ноября - над "Каменным гостем" и шестого ноября - "Над пиром во время Чумы". Проблема этих пьес перекликается с проблемами повестей Белкина и других произведений, созданных осенью того года. Жизнь и смерть. Сыновний и родительский долг. Сердце и ум человека, раскрывающийся в любви. Бедность и богатство.

Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять те чувства и мысли, которые владели Пушкиным, оказавшимся на три месяца "в глуши, во мраке заточения".

После неудачной попытки прорваться в Москву через карантины, Пушкин, возвращаясь в Болдино, из Лукояново написал губернатору в Нижний Новгород. В этом письме, он просил выдать ему свидетельство о том, что Болдино не заражено холерой. Ответ мог бы придти в следующие несколько недель. Пушкин надеялся застать по возращению в Болдино, письма от невесты. Но их не было. Он писал: "На днях мне может быть сообщат, что вы вышли замуж… Есть от чего потерять голову".

В Болдино он вспоминал свою молодость и былые увлечения, в Болдине он прощался с ними навсегда. Свидетельство тому в его бумагах: листки со строчками стихов "прощанья", "заклинанья", "для берегов отчизны дальной". В этих стихотворения, как и в других, писавшихся в Болдине, Пушкин выразил настроение человека, который с печалью, с душевной мукой вспоминает о прошлом и расстается с ним.

Три месяца. Срок, как выяснилось, громадный.… Теперь на земле осталось еще одно место с которым он сроднился и которое без него осиротеет.

ВОПРОС 32. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОСЛЕДЕКАБРИСТСКОГО ВРЕМЕНИ. ПОЭТЫ И ПОЭЗИЯ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Е.А. БАРАТЫНСКОГО. ЭЛЕГИИ И ПОЭМЫ. ПОЭТИЧЕСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «СУМЕРКИ» БАРАТЫНСКОГО.

Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии — обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия[1]. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.

В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820—1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного — той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками»

Первое стихотворение Баратынского было напечатано в 1819. Около этого же времени он сблизился с Дельвигом , высоко оценившим его Пушкиным и столичными литераторами. Печатался во многих журналах и альманахах; выпустил отдельными изданиями три поэмы (из них "Бал" выпущен в одной книжке с "Графом Нулиным" Пушкина) и три сборника стихов (в 1827, 1835 и 1842).

Баратынский родился в "век элегий" - принадлежал к литературному поколению, возглавляемому Пушкиным, которое явилось выразителем настроений части дворянства первых десятилетий XIX в.

Сходством социального положения Баратынского и Пушкина (возможно) объясняется и параллельность основных линий их творчества: оба начали подражанием господствующим образцам начала века - эротико-элегической поэзии Батюшкова (см.), элегиям Жуковского (см.); оба прошли стадию романтической поэмы; наконец, последний период в творчестве обоих окрашен отчетливым реалистическим стилем письма . Но при сходстве основных линий поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием - "оригинальностью", которую тот же Пушкин в нем так отмечал и ценил ("никогда не тащился он по пятам свой век увлекающего гения, подбирая им оброненные колосья: он шел своею дорогою один и независим"). Социальная изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире "сухой скорби" - безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами. Острое переживание ущерба, "истощения" бытия, завершающееся зловещим "видением" вырождения и гибели всего человечества ("Последняя смерть"); настойчивое ощущение никчемности, "напрасности" жизни - "бессмысленной вечности", "бессмысленного", "бесплодного", "пустого" коловращенья дней ("Осень", "На что вы дни", "Недоносок" и др.), восторженное приятие смерти - исцелительницы от "недуга бытия", в качестве единственного "разрешенья всех загадок и всех цепей" мира ("Смерть") - таковы наиболее характерные темы философической лирики Баратынского. Внешний мир, природа для этой лирики - только "пейзажи души", способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дво<

Наши рекомендации