Iii. и.а.крылов. лисица и виноград.

II. Л.Н.Толстой. Лисица и виноград.

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не смогла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

III. И.А.Крылов. Лисица и Виноград.

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят:,

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж1

На взгляд- то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».

1. Различаются ли с точки зрения морально — этического содержания данные тексты? Поясните моральные выводы каждого произведения.

2. Сравните образ-иллюстрацию и художественные образы в данных текстах.

3. Определите, как создается эмоциональный фон (образ-переживание) в басне Крылова: укажите характер хронотопа, ритма, эпитетов, народной лексики.

Задания

Прочитайте рассказ А.Аверченко «Рассказ для «Лягушонка» и определите авторскую позицию данного художественного произведения.

Тема 2. Устное народное творчество как исток детской литературы

2.1.

Вопросы для обсуждения

Понятия «фольклор», «детский фольклор». Специфика фольклора: анонимность и безавторство, традиция и импровизация, устойчивость и вариативность, устное и письменное бытование.

Система жанров русского устного народного творчества.

Фольклор и ритуал. Место фольклора в системе традиционных обрядов.

2.2. Язык фольклора и поэтика малых фольклорных жанров

Вопросы для обсуждения

Психологический параллелизм как основа фольклорной
образности. Символика в русском фольклоре.

Ритм в фольклоре. Тоническая система стихосложения. Формы народного стиха.

Загадка как обрядовый жанр и форм а поэтического творчества. Метафора в загадках: происхождение и принципы организации. Виды загадок.

Художественная структура пословиц и поговорок.

Прибаутки как фольклорный жанр. Небылицы-перевертыши в фольклоре: приемы создания образов.

Эпитет в русском народном творчестве.

Задания

Установите символическое значение фольклорных образов:

Солнце, Земля, Ветер, Вода, Огонь, Месяц, Дерево, Петух, Ласточка.

Приведите примеры фольклорных жанров, в которых можно обнаружить данные древние представления.

Определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:

- Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать

- Маленькая собачка не лает, не …., а больно кусает.

- Платье потерялось – пуговка осталось.

- Висит сито, не руками свито.

Приведите примеры пословиц, художественную структуру

которых

образует прием:

антитезы

метонимии

аллегории

гиперболы.

Составьте словарную статью для Литературного справочника младшеклассников на тему: «Потешка», «Прибаутка», «Небылица», «Закличка», «Загадка», «Пословица», «Докучная сказка»

Тема 3. Детский фольклор: особенности жанров

Вопросы для обсуждения

Детский фольклор как форма коммуникативного поведения детей. Классификация детского фольклора.

Календарно-обрядовая поэзия в детском фольклоре. Игра и хоровод в системе календарных обрядов. Магический и этический смысл заклички, приговорки. Происхождение основных жанров детского фольклора:

- колыбельной песни - считалки

- пестушки - дразнилки

- потешки поддевки.
Страшилки как жанр детского фольклора. Культурно-исторические и психологические основы жанра.

Задания

Определите фольклорные жанры, указав жанровые признаки.

1. Ах, поет, поет

Головушка!
Ах, поет, пост

Молоденькой:

Молоденькой,

Хорошенькой,

Пригоженькой!

3. Лень - потягота,

Поди на Федота,

С Федота на Якова,

С Якова на всякого.

2. Валяй, валяй. баба, каравай,

Пришел к бабе пономарь,

— Дай, баба, теста.

— Нет в печи места

– Шук, шук - полетели,

На головку и сели.

4. Радуга- дуга!

Унеси меня в луга,

Не тем концом,

Золотым кольцом

5. Ниточка, иголочка, 6. Ножки, ножки,

Синенько стеколочко, Бегите по дорожке

Рыба карась, Нарвите горошку

Ты убирайся!

7. Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кто ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы – по лавочке,

Цапы, цапы – за лапочки.

Определите характер фольклорной традиции в современной поэзии для детей.

И.Токмакова. Дождик. Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, резал„ Резал, резал, не разрезал, И устал, Перестал.
Медведь. Как на горке — снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег, А под елкой спит медведь. Тише, тише... Не шуметь!

Э.Мошковская
Приказ.
Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Глаз„

Купайся?

Грязь,

Сдавайся...

М.Яснов.

В лесной библиотеке.
Мышка-Под книжкой

С книжкой

Под мышкой.

Книжка–

-Под мышкой

Мышки

Под книжкой!


10 птичек — стайка.

В.Друк Из жизнеописания кошки Мурки. Мурка задумчиво в небо глядит: Может быть, там колбаса пролетит? Мысль, что бывают еще чудеса, Даже приятнее, чем колбаса.

Пой-ка. подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — ловушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта развеселый чиж.

Ну, а эта злой орлан.
Птички, птички — по домам

Н. Орлова

Что ревешь ты, самолет?
Может, заболел живот?
Может, у тебя не те
Пассажиры в животе?

3.2. Русские народные сказки.

Вопросы для обсуждения

Сказка как фольклорный жанр: происхождение, функции, свойства. Сказка и миф в русской традиции. Мифологическое мышление и его отражение в сказке. Понятие мотива, сюжета применительно к сказочным жанрам.

Сказки о животных. Система персонажей, сюжетный мотив, топика.

Волшебная сказка: хронотопы, морфология и структура. Происхождение образов волшебной сказки и «функции» (В.Я.Пропп) действующих лиц.

Бытовая сказка: типология героев, основные композиционные принципы, исторические корни бытовой сказки.

Кумулятивные сказки. Принцип кумуляции в традиционной культуре.

Сказитель и законы жанра. Медиативная роль сказочника. Устойчивые формулы русской народной сказки.

Сборники русских народных сказок и их составители. Деятельность А.Н.Афанасьева.

Задания:
Анализ односюжетных сказок в разной обработке (А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Булатов, Ч. Карнауховой и др.)
Сопоставление одной и той же сказки в разных изданиях.

Укажите сказки. в которых нашли воплощения данные сюжетные
мотивы:

А) нарушение завета одним из членов семьи, который отлучается

от дома

для выполнения какой-либо задачи.

Б) встреча с дарителем и получение волшебного средства для
выполнения исходной задачи.

В) чудесные превращения героев сказки.

Составьте в соответствии с картами Проппа схему сюжета сказки

«Перышко Финиста ясна сокола»

Подготовьтесь к рассказыванию русской народной сказки

Составление терминологического словарика, хрестоматии фольклора

Тема Сказки А.С.Пушкина в детском чтении.

Вопросы для обсуждения

«Детский» аспект восприятия творчества А.С. Пушкина

(по книге В. Непомнящего «Поэзия и судьба»— почему автор монографии называет поэта «самым детским гением нашей литературы» )
Фольклорная основа сказок А.С.Пушкина. Фольклорные аналоги и мотивы сказок поэта; фольклорные приемы создания образов.

Народно - поэтический стиль «Сказки о Медведихе» - -( как вы думаете, почему произведение осталось незаконченным?)

Авторское начало сказок А.С.Пушкина. Как в сюжетах сказок А.С.Пушкина воплощается авторская концепция человека и мира?

Позиция автора сказках — приведите примеры авторской оценки событий, персонажей. Какова их роль в раскрытии художественного смысла произведения.

Психологический «портрет» в сказках.

Психологический пейзаж в сказках.

Стихотворная организация сказок.

Характеристика названий сказок – отражение в названии идейно-эстетического смысла сказки.

Задания.

Прочитайте поэму «Руслан Людмила». Какие черты отличают ее от сказки? К каким сказочным мотивам обращается поэт в этом произведении? Выпишите из поэмы и сказок примеры стилизации фольклорного стиля.

Определите характер изменений фольклорной канонов, сравнив фрагмент русской народной сказки и его аналог в сказке А.С.Пушкина.

«Конек-Горбунок» П. Ершова как продолжение сказочных традиций А.С. Пушкина. Народные и литературные источники сказки. Социально-сатирические мотивы. Герои сказки. Волшебные образы. Композиция. Отзывы о сказке писателей и критиков. Сказочный мир и картина крестьянской жизни в сказке. Иван-дурак и детское простодушное восприятие мира.

Подготовьте материал к презентации темы «Сказки А.С. Пушкина в живописи и музыке».

Тема. Пейзажная лирика А.С. Пушкина в детском чтении.

Вопросы для обсуждения

Пейзажная лирика как вид лирического рода литературы. Способы выражения авторского сознания в лирике. Образ в пейзажной лирике и читательские умения младших школьников.

История создания стихотворений А.С.Пушкина: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Осень», «Птичка».

Природа в лирике А.С.Пушкина: художественная семантика образов.

Стихи-отрывки из романа «Евгений Онегин»: роль в художественной структуре произведения и характер образа природы в строфе(С привлечением материалов из книги Ю.М.Лотмана «Комментарий к роману «Евгений Онегин»).

Пейзажная лирика А.С.Пушкина: взаимодействие «формы» и «содержания».

Задания:

Н.В.Гоголь считал, что пушкинский эпитет «так отчетист и смел, что иногда один заменяет целое описание». Покажите, какое разнообразие оттенков заключает в себе эпитет поэта; поясните, например, строки: « пышное природы увяданье», «гусей крикливых караван». «сквозь волнистые туманы…»

Приведите собственные примеры.

Что вы можете рассказать о «киноленте видений» (К.С.Станиславский), которая возникает в воображении при чтении стихотворения «Уж небо осенью дышало..»
Составьте презентацию на тему «Няня в жизни и творчестве поэта».

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство»: Проблематика и поэтикаДетство Л.Н. Толстого. Значение эпохи детства в жизни героев Л.Н. Толстого и его самого. Детство – самое насыщенное и стремительное время в жизни человека.

Замысел романа «Четыре эпохи развития» («Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» 1857», «Молодость») и его воплощение. Повесть «Детство» в контексте автобиографической трилогии писателя.

Автобиографичность и собирательность образа главного героя Николеньки Иртеньева. Общая атмосфера, окружающая ребенка в дворянской семье. Чувство любви и счастья. Понятие семьи как дома, живущего общей жизнью. Место ребенка в семье. Столкновение ощущений ребенка с устоявшимся миром. Воссоздание бытовой и исторической обстановки детства. Ребенок и быт. Поэзия детства. Детство — «счастливая, счастливая, невозвратимая пора…».

Название глав повести — свойство «первооткрывателя» Николенькой жизни. Прослеживание Л.Н. Толстым шаг за шагом нового взгляда Николеньки на уже известные ему явления и людей. Незаданность времени в детстве. Время, исчисляемое насыщенностью или отсутствием впечатлений ребенка. Исследование писателем детства как обязательного этапа человеческого становления. Проблема вхождения человека в мир.

Воссоздание процесса душевной жизни. Радость как закон жизни, горести и тревоги – отклонение от него. Понятие естественного и неестественного в восприятии ребенка. Движение Иртеньева от признания радостей и гармонии как ее нормы в понимании жизни, как внешней и внутренней несправедливости мира. Развитие чуткости на несправедливость как основная черта характера главного героя.

Открытие мира через прикосновение к каждому его явлению. Широкий диапазон первых чувств познании мира, не омраченных равнодушием и привычками пожившего человека. Детство в книге, написанной взрослым человеком.

Двойной план повествования. Смешение чувств ребенка и взрослого, дающее полноту ощущения детства как наиболее цельной эпохи жизни человека. Плавный переход от сна к яви и наоборот — свидетельство гармонии души Николеньки с миром, его окружающим (гл.1, 15).

Очарование, уют и нежность отношений Николеньки и матери. Ненарушенная первозданность мира Николеньки — Бог, любовь, мать, музыка, охота. Окрашенность всего до конца хорошего в одинаковые цвета – «легкие, светлые и прозрачные» цвета детства.

Свобода мира чувств, эмоций, переживаний у ребенка, пробуждение самоанализа. Глубина психологического портрета Николеньки. Историография души. Одиночество человека, начинающего познавать жизнь самостоятельно: чуткая реакция ребенка на жест, мимику, слово окружающих. Внутренние монологи и реплики Николеньки как средство проникновения в душевный процесс освоения жизни. Самоанализ поступков и мыслей Николеньки, скрытых от взора и понимания взрослых (гл.16).

— Что смущает, оставляет неприятный осадок в душе Николеньки и одновременно остается незамеченным взрослыми в этом эпизоде?

«Обретение» личности самого себя, путь к другим людям как основа к «диалектике души». Миропонимание героя. «Диалектика души» как объект психологического анализа и как художественный метод. Единство внутреннего развития как основа «диалектики души».

Бесконечность однажды возникшего в жизни человека впечатления. «Диалектика души» — важнейший критерий движения человека во времени — и последующая толстовская концепция истории.

Первые критические оценки взрослого мира (гл.3, 10, 18). Детское свойство «не пропускать» через себя чужие страдания, оборачивающиеся жестокостью и раскаянием — «темные пятна» на страницах детских воспоминаний (гл.15).

—Как автор и сам Николенька оценивают поведение и мысли в этом эпизоде?

Первое истинное горе, прервавшее для Николеньки «созидание своего существования», первые взрослые чувства – приход к отрочеству (гл.19).

—В чем смысл вопроса, завершающего повесть?

Вопросы и задания:

1.Как сказалась христианская атмосфера и русские традиции дома Толстых в повести «Детство»?

2.К каким открытиям в душевной жизни человека пришел Л.Н. Толстой в повести «Детство»?

3.В чем видит писатель преимущество детского мировосприятия?

4.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»

Наши рекомендации