Общая хар-ка русской беллетристики 18 в. развитие романного жанра.
К середине 17 столетия начинают меняться навыки и вкусы, присущие классицистам. Книга становится более доступной, теперь ее читают не только дворяне, но и мещане, купцы. Новые требования к литературе – требуется не воспитание воли и разума, а практической пользы или забавы. В литру вторгается проза, разрушается классицистическая эстетика. Писатели нового толка культивируют роман, повесть, новеллу, анекдот. Это тривиальная л-ра. А классицизм избегал тривиальности. Занимательный сюжет, примеры низового реализма. Развлекательность, неприкрашенная обыденность конкретной жизни, изображение судьбы индивидуального человека. Самый яркий романист Федор Александрович Эммин (1735-70). Авантюрист и делец. Промелькнул в л-ре с большим эффектом. Был непохож на других писателей того времени. Смотрел на л-ру как на выгодную отрасль. Писал невероятно много, издавал сразу 2 журнала (Адская почта и Смесь). Создал 25 книг, в том числе: 7 романов, 3 тома истории России (беллетризированной). Авантюрные романы Э очень занимательны. Идеально добродетельный, мужественный герой странствует по свету – «Непостоянная фортуна или похождения Мирамонда». В романе прославляется добродетель и унижается порок. Несмотря на то, что Э не дает глубокого психологического анализа героя, он не гонится за чисто развлекательным сюжетом. Приключенческая струя сочетается с историей духовных исканий. В романе после серии приключений, в 3 части Мирамонд уходит в пустыню, становится отшельником – дух часть. Но наиболее своеобразен четырехтомный роман «Письма Эрнеста и Дорарвы» (1766). Роману придана эпистолярная форма. первый в России сентиментальный роман, психологический. Создан по принципу романа Жака Руссо «Новая Элоиза». Это роман в письмах, вызов классицизму. Длинные послания героев Э давали простор для анализа их психологии. Роман человеческих переживаний, своеобразное утверждение права личности на своеобразие, на чувство. Герои – совершенно обычные люди. Сюжет – Эрнест, бедный дворянин, полюбил Д, дочь знатного и богатого человека. Она отвечает взаимностью, но разница положения не позволяет надеяться на брак. Это социальная подоплека романа. + к этому Эрнест женат, хотя он думал, что жена его умерла. Д принуждена выйти замуж за другого, и она разлюбила Э. Он остается несчастлив. Это опыт в русской л-ре психологического романа, первая декларация реалистических принципов письма. Необходимо сказать и о других писателях, внесших вклад в развитие русского романа. Михаил Чулков и его «Пригожая повариха» - образчик плутовского романа. Василий Левшин – сборник «Русские сказки». Пользовались большой популярностью. Также его перу принадлежат сатирические бытовые сказки. Матвей Комаров – из среды крепостных. Толстой признавал его самым знаменитым русским писателем. Его «Повесть о приключениях английского милорда Георга» - примерно 30 изданий.
21. Развитие журналистики в век Екатерины. Полемика о сущности сатиры. Жанровые формы сатирической прозы.
Журналистика и л-ра совмещены. Первым сатирическим журналом был «Трудолюбивая пчела» Сумарокова (Письма о заразительной болезни и др памфлеты и нраво-описательные очерки). Опыт С не прошел бесследно. В 1769 Екатерина решила воздействовать на общ мнение при помощи печати. Она решила разрешить обсуждение общ вопросов в прессе. Она бралась принять в этом деле участие и своим примером направить критику в нужное русло, приемлемое для правительства. Она надеялась, что никто не будет противиться голосу царицы. «Всякая всячина». Ее позиция в журнале умеренная. Вслед за ВВ появляются др сатирические журналы. Правительственные: Чулков «И то, и се», Рубан «Ни то ни се». Им противостоит журнал «Адская почта» Эммина. Эммин встает на защиту Тредиаковского и его «Тилемахиды». Поддержал его позицию Новиков и его «Трутень». Получилось невиданное оживление в журналистике. Но к началу 70 все это оборвалось. Объяснить просто: Екатерине не удалось образумить непокорных подданных. Нашлись литераторы, которые поднимали те вопросы, которые она хотела потушить. В журналистике борьба между властью и передовым общественным мнением. Вожак передовой ж-ки – Новиков. ВВ показывала пример благонамеренной ж-ки. Правда, обличала то, что было неприемлемо для правительства. Например, сатира на свободомыслящих женщин, на независимых московских дворян. Трутень (Т) занимал либеральную позицию. Пропаганда идей обязанностей дворянства, искоренение предрассудка права на безделье. Сатирический образ дворянина –рабовладельца, дикого помещика. Памфлеты на крепостническую действительность. Нападки на бюрократически-деспотическое правительство, против модных щеголей. салонной молодежи. Смеется над старой формально-церковной культурой, боязнью науки. Спор между Т и ВВ возник по поводу характера сатиры. Екатерина отвергала сатиру на лица и сводила эту позицию к человеконенавистничеству. ВВ пропагандировала шутки, не задевавшие личность. Т настаивал на сатире личной, практически направленной, принципиальной и боевой. Между оппонентами велась переписка. Т писал за подписью «Правдолюбов». (цитатник) Дерзость Т переходила все границы. Полемика приобретала х-р спора подданного с монархиней. ВВ продолжала настаивать на необходимость хвалить добродетели и лишь изредка касаться пороков. Т настаивал на своем праве на оппозицию, вмешательство в общ жизнь. Т находился под постоянной угрозой и нажимом власти. Новиков пытался спасти журнал, шел на некоторые уступки, вставлял материалы несатирические, но журнал явно умирал. ВВ прекратила свое существование, затем и Т. С апреля 1772 Н издает «Живописец», по июнь 73. С посвящением самой императрице. Екатерина даже финансировала это журнал. Здесь, правда, нет сатир на лица. Но есть соц полит сатиры. Назревает пугачевское движение, отсюда в журнале много говорится о жестокости помещика, о необходимости внесения начал культуры и законности в отношения между дворянами и крестьянами. Жанры прозы в ж-ке. 1 Жанр сатирического портрета (Т – портрет Стозмея: умом не богат, но богат злостью, фигура Жидомор – желает иметь деньги всего г-ва, г-н Безрассудный – не щадит крестьян). 2 Сатирический лечебник – рецепты негодяям. 3 Истинная быль – соц бытовая новелла. 5 Используются документальные жанры – берется реальный документ и комментируется (реальное положение дел в русских деревнях, копии с помещичьих указов). 6 Н имитирует реальные письма. Живописец – «Письмо уездного дворянина к сыну» - сатира на помещика, который схож с Простаковыми и Скотиниными. 7 В «Ж» опубликован отрывок из «Путешествия в…И..Т…». Предположительно это Радищев. Некая деревня Разоренное, которую посещает чувствительный путешественник. Он видит пустую деревню. Герой мыслит вслух. Гневное обличение крепостничества. Новиков ставил задачу формирования гражданского общ-ва.
22. Литературное творчество Крылова. Сатирический роман «Почта духов», шуто-трагедия «Подщипа».
Иван Андреевич К продолжатель традиции сатиры. Его тв-во можно разделить на 2 части. 1 часть – К – сатирик. К происходил из обедневшего рода, был разночинцем. Рано начал служить (с 12 лет). В 14 пишет первую ком оперу «Кофейница». Начинал с радикальной демократической сатиры. В 20 лет он пишет яркое пр-е «Почта духов» (89г). Это цикл из 48 писем. Издавался как журнал. Сборник очерков в виде переписки разных гномов, эльфов и т.д. с волшебником Маликулмульком. Половина писем – переводы с французского Маркиза де Аржана «Кабалистические письма». 2 половина – оригинальные письма. Сатирический роман обозрение (в будущем это жанр Щедрина). В переписке арабского философа с водяными, воздушными и подземными духами К ставит проблемы соц и полит. Он обрушивается на всю систему власти и культуры крепостническо- бюрократического г-ва. Произвол и разврат представителей власти, придворных и чиновников разоблачаются Почтой духов. Знать, вельможи – мишень его озлобленных нападок. К резок и очень смел. Он выступает и против аристократических претензий дворянских лидеров и против единоличной власти сильных и богатых вообще. Изобличает судей и чиновников, ханжей и лицемеров, не боится нападать и на царскую власть. Его критика злободневна и глубока. В Почте особенно выделяются подземные духи. Среди них Зора ( от зрения, рентгеновское зрение). Действие происходит как на земле, так и в подземном царстве Аида (прием бурлеска, снижение тональности). В Аиде проблема – нужны трое неподкупных судей. Задача – найти их на земле, но это, естественно, не было реализовано. К ставит и экономические вопросы, причем он борется против засилья иностранных товаров, и в связи с этим стоит борьба с галломанией. Последнее письмо №48 – восточный волшебник пишет античному философу. Мы видим яркие и широкие зарисовки быта, даже элементы реалистичного психологического романа. Ядовитый сарказм, беглые краткие хар-ки людей, уничтожающая ирония, легкий стиль – вот какова Почта. Элементы соц симпатий проглядываются среди множества образов, связанных с антипатиями. его сочувствие вызывает художник, не продающий свое ис-во знатным негодяям. В 90 годы, когда начались гонения на просветителей, К пытается издавать журналы «Зритель» и «С-П Меркурий», но не увенчалось успехом. К вынужден удалиться из столицы. Нанимается секретарем к опальному вельможе и уезжает в деревню. Пишет шутотрагедию Подщипа – травестированная трагедия, прием бурлеска. Сюжет: П любит русского князя Слюня, но она должна отдать руку победителю Трумфу. П готова даже на самоубийство, лишь бы не достаться Трумфу. Намечается дуэль между Т и С, но С трус. Вакула – отец П. Он царь. Гос совет возглавляет Маршалл Дурдуран. Все бездействуют и не спасают русское г-во. Здесь есть сатира на фрунтоманию Павловского образца. Но это с одной стороны. А с другой он издевается над русскими царями. Идиот Вакула, трус Слюняй, совет царя – вот они русские герои и цари. Это была серьезная сатира. политический памфлет, сильно переросший из рамок шутки. Пр-е долго не печатали.