Общая проблематика и особенности жанра

Присутсвует не только комическое, но и лирическое начало - авт. отступления. В одном из них он писал, что хочет показать всю "несущуюся Русь". Жанр поэма должен был подчеркнуть, что произведение стоит между романом и эпосом, это эпопея меньшего рода. Воспевает Русь в народных началах, важна тема Руси-тройки. 2 отступления о Руси: 11 глава о птице-тройке и предшествующее этому авт. отступление ("Русь, Русь! Вижу тебя..."). Они неразрывно связаны, хотя перебиваются падающей бричкой Чичикова (снижающий элемент комического). Комическое снижение - характерный прием Гоголя. Он боится впасть в патетику и избегает этого этими снижениями. Отступление о Руси-тройке может трактоваться по-разному: прекрасное будущее России, которая летит вперед и обгоняет все народы; остальные народы в ужасе сторонятся. Вполне возможно это интерпретировать как ужас перед несущейся в пропасть страной. Перекличка своего рода с размышлениями Пушкина в "Медном всаднике" о коне, который преодолеет или нет пропасть. "Куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответ". Нет однозначного ответа. И возможно, эти сомнения Гоголя, которые не позволили ему ответить однозначно, не позволили ему и написать второй и третий том.

Концентрирует внимание на России пороков. Характерология Гоголя очень своеобразна. В отличие от Пушкина и Лермонтова, Г. делает упор на лейтмотивную черту характера его героя. Принцип повтора в раскрытии образа помещика: поместье - дом - его лицо - разговор с Чичиковым - реакция на предложение продать мертвые души. Через эту схему проводятся все помещики. Все они оказываются "небокоптителями" - не соответствуют той высокой социальной роли, предназначенной помещикам-дворянам. Г. не оспаривал высоту их положения, не стремился к идеям равенства. Главная роль помещика - забота о своих крестьянах, Г. остается верен этой идее на протяжении всей жизни. У помещиков нет никаких устремлений к общему благу, они ничем не занимаются. Это главная общая черта всех помещиков. Но у каждого есть своя лейтмотивная черта, в связи с ними и построена композиция. Последовательность только такая. Трактовки: 1) от комических (Манилов) до сатирических, гротескных образов (Плюшкин); 2) шахматный порядок, главный принцип сравнения - способность к хозяйничанью, управлению делами - от бестолкового Манилова к хозяйственной Коробочки, от "исторического" Ноздрева к помещику-кулаку Собакевичу, Плюшкин - вершинный образ, в котором удивительным образом сочетается хозяйственность и бесхозяйственность. Плюшкину единственному дана биография - подчеркивается, что он способен к какому-то развитию. Он от рачительного хозяина приходит к состоянию "прорехи на человечестве", от скуповатости проходит путь к гротескному образу скупости. ("Мертвые души" в театре Маяковского); 3) мистические, религиозные идеи - от мертвой души до возможности ее оживления. Кроме Плюшкина, никто не способен к возрождению. Ему оно доступно потому, что кроме биографии - истории болезни Плюшкина - возможна история его выздоровления. Связано с портретом, глазами - в глазах Пл. возникают искорки, когда он вспоминает про молодость. Эта искорка может возродиться.

Чичиков объединяет все это повествование. Его лейтмотив в первом томе - подлец. Герой Г. - предприниматель-подлец. Его зовут Павел - как одного из апостолов, который пережил преображение: из Саввы в Павла, из грешника в первого ученика Христа. Именно Чичикову и Плюшкину предстояло дожить до третьего тома. Чичиков нарушает многие мыслимые и немыслимые законы, но вместе с тем в истории его жизни (11 глава!!!), в сюжетном повествовании он проявляет действительно положительные качества: целеустремленность, деловитость, проблески поэтической души (любовь к губернаторской дочери). Муразов (герой 2 тома): "Твою бы энергию, да на добрые дела". В его душе таится прекрасное, и оно должно быть направлено, возрождено к истинной жизни.

Г. выстаивает МД как сложную картину России.

Автор в авторских отступлениях в "МД" - странник с печальными взглядами, способный возвыситься для пророка (гл.6 1т.); историк, пытающийся осмыслить исторические пути человечества, сожалеющий о том, что человечество в своем движении выбирает самые темные пути (гл.6). Эти настроения совпадают с настроениями самого Гоголя. Наряду со скептическими, Гоголь пытается развить оптимистические настроения (гл.11), связанные с тем, что ему предстоит показать "несметное богатство русского духа" (во 2 томе, например), идеализированные образы, к которым он стремится. Достойные мужи - Костанжогло (успешный и добродетельный помещик), Улинька Бетрищева - достойная русская девица. Гоголь понимает, что такие образы создать чрезвычайно сложно, и если ему это удастся, все его прежнее писание будет "мертвая книга перед живым словом". Искусство, показывающие пошлость человека, тину жизни - недостаточно. Понимание различия между живым и мертвым словом, истинными задачами искусства и тем, что делалось до этого времени, сопровождает Гоголя до самой смерти.

Жанровое обозначение "МД". Не только обозначение серединного положение между эпосом большим и эпосом малым. Двуединая природа, сочетающая комическое и сакральное, "мертвое" и "живое". Декларативные попытки воплотить хорошее. Если бы у Гоголя не было обязанности (как он считал) довоплотить замысел трех томов "МД", он бы ушел в монахи.

Последнее изданное произведение Гоголя, "Выбранные места из переписки с друзьями" - объяснение, почему не удался 2й том МД. Это говорится в "4х письмах по поводу МД", написанных после сожжения. 1) Объяснение по поводу критики, которая обрушилась на 1й том. Критические отзывы относительно очернения действительности и композиционного построения. Это своеобразное продолжение пушкинской "Опровержение на критике", но не совсем в пушкинских традициях. 2) Любой положительный образ может быть убедителен, только когда он вышел из души автора. Несовершенсво собстенного душевного состояния автора мешает ему создать идеальный характер. Поэтому он ставит перед собой задачу жизнестроения собственной души.

Сквозная идея, определенный смысл в расположении писем-статей. (ТЕ, КОТОРЫЕ УКАЗАНЫ В ПРОГРАММЕ, ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!).

Перелом в Гоголе совершается в 40-м году. Первый духовный кризис Г., когда ему почудилось, что смерть стоит на пороге. Об этом он говорит в "Завещании". Главным делом своим он считает теперь душу и противопоставляет свое тв-во пушкинскому ("В чем же наконец существо русской поэзии..." - Г. пишет, что нельзя уже повторять Пушкина, уже другие времена, теперь поэт должен заниматься христианским высшим воспитанием, поэзия должна вызвать на битву не за временную свободу, но за "нашу душу").

"Выбранные места" - компенсация второго тома, духовная публицистика, основанная на христианском миропонимании. Вместо того, чтобы нарисовать "правильные" жизненные позиции, Гоголь пытается их донести прямым публицистическим словом. Во многом это урок для будущих писателей, в частности, для Достоевского.

Какую "лествицу" должен пройти человек? Размышление о бедах, социальных и экономических, страны. Он уходит от реальности в плане КАК, но не уходит от понимания бедственного положения страны. Активно вмешивается цензура. Публикацию книги Г. поручил Плетневу. В результате из-за цензуры получилась не книга, а "обглодыш". Из 33 частей были изъяты 5, среди них "Страхи и ужасы России" - сердцевина произведения. Отвечает на письмо известной дамы относительно ее страхов жить в России, так что она даже подумывает об эмиграции. Гоголь ей на это отвечает, что 1) на Западе еще страшнее, чем в России; 2) в России еще брезжит свет, есть дороги и пути к спасению, которые Г. связывает с более серьезными религиозными чувствами, с православием; 3) другой способ спасения - надо спасать себя в духовном смысле, не выходя вон из гос-ва.

Идея о том, что в России еще есть спасение - ключевая идея всей книги.

Размышление о просвещении. "Просветить - не значит научить, но высветлить человека во всех силах, пронести всю его природу через очистительный огонь". Выступает как христианский проповедник, с проповедью и исповедью.

Говорит о несовершенстве россиянина в широком значении этого слова, и это тоже не нравилось цензуре. Книга, как он считал, нужна многим и он готовится к переизданием. Однако пр-ие было раскритиковано, и друзьями Г. тоже. Он получил критические замечания и от друзей-славянофилов (хотя они, по его ожиданиям, должны были лучше всего отнестись к ней), которые посчитали, что там слишком много претензий и учительских амбиций, дидактики, которая подавляет читателя, и есть излишнее ритуальное самоуничижение ("Слово"). Наиболее взвешенную позицию заняли П. Вяземский (признавал, что книга во многом нужна и своевременна) и молодой Аполлон-Григорьев. В этой связи особое значение имеет статья и бесцензурное "Зальцбурское" письмо Белинского Гоголю. Об этом письме можно судить по его копиях, среди распространителей - Тургенев. В этом письме Белинский полностью отверг все идеи Гоголя и назвал его проповедником кнута, человеком, предавшим все свое прошлое творчество.

В этом письме Белинский формулирует западническую либеральную программу, утверждает, что России нужны социальные преобразования. Однако прав был и Гоголь, утверждая, что одними социальными реформами тут не обойтись, необходимо нравственное самосовершенствование народа. Тем не менее, каждый делал акцент только на своей позиции, что породило тяжелый конфликт.

В "Авторской исповеди" Г. признает, что "Выбранные места" - это его неудача, и возвращается к МД.

Гоголь сочетает в своих произведениях сакральное, патетическое и комическое, общерусские, общечеловеческие идеи и тину мелочей.

3 основных этапа - сказка, образ, проповедь - уникально. Хотя это можно соотносить с творчеством Толстого. При этом позиции по отношению к православной церкви у них разнятся.

Гоголь близок натуральной школе с ее интересом к маленькому человеку и его пошлой жизни. Но при этом он не укладывается полностью ни в одну школу. Интерес к гротескно-фантастическому, то, что потом будет развито у модернистов. Также это проповедничество, совершенно не свойственное натуральной школе.

В 40-е годы на первый план выходит критика, она приобретает особое значение. "Любомудры", к которым принадлежал Венивитин, говорили об этом еще раньше. Самый авторитетный критик того времени - Белинский, он определял репутацию. С середины 40-х годов появляется понятие "натуральной школы" как оскорбительная кличка из уст Булгарина молодым писателям - обличителям пороков и бытописателям низших слоев общества. Белинский подхватывает эту кличку и говорит, что да, они стремятся к натуре. Бел. связывает нат.школу с Гоголем, говорит о Пушкине и доводит ее генезис до Кантемира ("Взгляд на русскую литературу 1847 года"). Однако эта школа относится к определенной ветви реалистического искусства, которая связана с развитием жанра физиологического очерка (молодой Тургенев, Грегорович, молодой Некрасов, Сологуб) - рисуют один социальный тип, не индивидуализируя характеристику, маску; упор на влияние среды, как персонаж воплощает ее в себе; обличительное начало, остросоциальная критика современности.

Это движение расширяется. Путь к романам лежит через циклизацию очерков. "Тарантас" Сологуб. Иван Васильевич - отсылка к Киреевскому, славянофилу. Яркая портретная характеристика. В образах славянофилов, которые встречаются в цикле слышится отсылка к творчеству Гоголя.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) завершает во многом первую половину 19 века. Его творческий путь начинается в 1836г с очерка о Гофмане. Свое рождение (под гром пушек) описал в "Былом и думах". Ленин, который родился в год смерти Герцена, в своей статье проводит прямую связь между ним и собой, что его освободительные идеи подхватили.

Незаконнорожденный сын Яковлева, который не смог дать сыну свою фамилию, но полностью его обеспечивал. Герцен смог на свои деньги и вместе с Огаревым организовать вольную русскую типографию за границей. В этом он понимал свой общественный долг перед страной.

Первое опубликованное пр-ие - "Записки одного молодого человека", которые становятся подготовительным материалом для его книги "Былое и думы" (1850г). 40-е годы - его обращение к традиционным жанрам повести ("Сорока-воровка" - мастерское использование рамочной композиции, история актрисы включается в идейный спор славянофилов и западников; ярко воплощает разные подходы к женской и крепостнической проблемам; западники видят в этом проблему просвещения, славянофилы видят в женщине хранительницу очага, которой это не нужно) и романа ("Кто виноват", 41-45гг.). В романе ощущается влияние нат. школы, которая в тот период преодолевает физиологический очерк и обращается к крупным прозаическим жанрам. Явственный антикрепостнический пафос, особенно в первой части романа, где рассказывает о семье Негровых. Белинский довольно критически оценивает роман. По взглядам Бел. абсолютный единомышленник Герцена. Но он судит о его пр-ии с точки зрения эстетики, не делая уступки. Критикует роман за то, что это не столько роман, сколько собрание портретов. Нет художественной идеи, которая делала бы произведение цельным. Три главные героя любовного конфликта - Бельтов (важен в плане разработки типа лишнего человека, который так же, как и Печорин, страдает от невозможности реализоваться, он способен к любви, но его любовь приносит героине страдание), Дмитрий Круциферский (набросок характера разночинца как главного героя; но он лишен внутренней силы характера, мягкотелый интеллигент; его кротость, меланхоличность не позволяют ему быть достойным соперником Бельтова), Любонька Круциферская (первый образ русской женщины, которая поступает как человек сильный и самостоятельный).

"Былое и думы" - центральное пр-ие. В 1847 году он эмигрирует, живет во Франции и Лондоне, занимается серьезной пропагандистской деятельностью. С 1852 г. начинает работу над произведением, которая идет до самой его смерти. Это попытка осмыслить тяжелую семейную ситуацию. Изначально было исповедью перед детьми. В то же время, эта трагедия приходится на период революций в Европе. Параллельно он осмысливает трагедию денег, переосмысливает свое западничество, становится предвозвестником народничества. Хронологические рамки пр-ия - с рождения, 1812, и заканчивает 1868 годом, событиями, которые происходят на его глазах. Личная драма перерастает в размышление о путях человека в рамках истории. !!! Главы "Наши и не наши".

Наши рекомендации