А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. После окончания гимназии в 1840 г. поступает на юридический факультет Московского университета, В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Поступил на службу в Московский совестный суд, а затем перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.

Служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди - сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала. В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», «Гроза»(1859 г.), «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница» и многие другие). Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. - от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881- 1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково Костромской губернии.

А.Н. Островский - основоположник русского реалистического театра

Начиная с 1853г. и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании.

Основные идеи театра Островского:

· обращение к массовому зрителю;

· особое внимание к любовной коллизии, т.к. через изображение любви можно оценить состояние современного общества;

· соединение социального сюжета с поэтизацией народной души;

· появление в пьесах героинь с богатым внутренним миром;

· утверждение необходимости обновления патриархальных законов морали, которые с течением времени утратили смысл;

· поэтичность, яркость и афористичность языка.

Драма «Гроза»

Смысл названия: гроза не только как природное явление, но гроза как напряжённое состояние общества, как ощущение в душах людей.

Основной конфликт пьесы: общественный конфликт драмы вырастает из семейно-бытовых противоречий. В обществе идёт процесс разрушения домостроевского уклада жизни. И чем ближе подступает конец эпохи, тем больше обостряются разногласия, вызванные столкновением личных интересов.

Образ Катерины. Героиня из народа, обладающая цельным характером, несгибаемой волей, стремящаяся к свободе и правде. Истоки её характера – в традициях славянской культуры, близости к природе, религиозности.

Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» отмечает сильную, бунтующую сторону характера героини. Гибель Катерины, по его мнению, - это вызов силе «тёмного царства». Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. Однако критик обошёл вниманием богатый духовный мир героини.

В своей статье «Мотивы русской драмы» Д.И.Писарев определяет Катерину «полоумной мечтательницей». Нравственные переживания героини критик рассматривает как следствие неразумия, а самоубийство оценивает как глупость.

Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru

Иллюстрация А.Головина к драме «Гроза» Б.Кустодиев. Катерина

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru

Б.Кустодиев. Гроза.

Ø Задание. Составьте синквейны на тему «Персонажи «Грозы». Как это делается, можно узнать в приложении №2

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru Тема 2.3 И.А.Гончаров(1812 – 1891). Роман «Обломов».

Иван Александрович Гончаров родился 6(18 июня) 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье. Учился в Московском Коммерческом училище, которое не закончил. В 1834 г. окончил словесное отделение Московского университета. С 1835 г. служил переводчиком в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в Санкт-Петербурге. Занимается литературной работой.

Известность Гончарову принёс роман «Обыкновенная история», изданный в 1847 году.

В 1852 - 854 гг. Гончаров участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат „Паллада”» (1858 г.), в которых описаны природа, быт, нравы и психология народов Европы и Азии.

С 1856 по 1858 преподаёт русский язык и литературу наследнику престола.

В 1859 году опубликован роман «Обломов», над которым Гончаров работал около 10 лет. 10. В 1870г. издан роман «Обрыв».

В последние годы жизни Гончаров написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи (самая знаменитая - «Мильон терзаний», посвящённая комедии А С. Грибоедова «Горе от ума»).

Умер И.А.Гончаров 27 сентября 1891 г. в Санкт-Петербурге

Роман «Обломов»

Жанр произведения: «Обломов» - социально-психологический роман, исследующий психологию угасающего человека.

Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».

Обломовщина – это нежелание, невозможность и неспособность стремления к идеалу: подмена недостижимого идеала вполне осуществимой идиллией, означающая подмену внутреннего – внешним, сути – видимостью, высокой поэзии духа – прозой реального существования.

Художественное своеобразие романа:

· широкая эпичность (события книги охватывают 37 лет);

· неторопливо развивающееся действие;

· острота интриги;

· контрастность в изображении главных героев (Обломов – Штольц, Ольга Ильинская – Пшеницына);

· обилие диалогов;

· интерес к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках

· простота и выразительность языка

Система персонажей

Агафья Пшеницына
Андрей Штольц
Ольга Ильинская
Илья Ильич Обломов

Образ Обломова

В образе Обломова раскрыты черты характера, порождённого русской патриархальной помещичьей жизнью. Он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Отрицательные черты характера Обломова: безволие, созерцательность, беспомощность, потребность в опеке, боязнь жизненных перемен.

Положительные свойства: душевность, совестливость, чистосердечие, доброта, наблюдательность.

Ø Задание. Прочитайте фрагмент романа «Обломов». Определите и выпишите основную мысль и ключевые слова этого текста

Часть четвёртая, глава IX

…Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни.

Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой.

Он торжествовал внутренне, что ушел от ее докучливых, мучительных требований и гроз, из-под того горизонта, под которым блещут молнии великих радостей и раздаются внезапные удары великих скорбей, где играют ложные надежды и великолепные призраки счастья, где гложет и снедает человека собственная мысль и убивает страсть, где падает и торжествует ум, где сражается в непрестанной битве человек и уходит с поля битвы истерзанный и все недовольный и ненасытимый. Он, не испытав наслаждений, добываемых в борьбе, мысленно отказался от них и чувствовал покой в душе только в забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни.

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru Тема 2.4 И.С.Тургенев(1818 – 1883). Роман «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября)

1818 г. в Орле в дворянской семье. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново.

С переездом семьи в Москву в 1827 г. будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. Осенью 1833 года поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 г. по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 г. он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Провел за границей более двух лет.

Вернувшись в 1841г. на родину, поселился в Москве. В 1843г. Тургенев поступил на службу чиновником «особенной канцелярии» министра внутренних дел. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести.

В 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо увела его из России. Еще до отъезда отдал в «Современник» очерк «Хорь и Калиныч», который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. вышли отдельной книгой под названием «Записки охотника».

В 1850г. писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в «Современнике», ставшем своеобразным центром русской литературной жизни.

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 г. он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был выслан в свое имение под присмотр полиции.

Наряду с «охотничьими» рассказами Тургенев написал несколько пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Во время ареста и ссылки создал повести "Муму» и «Постоялый двор» на «крестьянскую» тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка». Летом 1855 в Спасском был написан роман «Рудин» и в последующие годы романы «Дворянское гнездо», «Накануне». В 1862 г. опубликован роман «Отцы и дети».

С 1863г. писатель поселился вместе с семьей Виардо во Франции, где оставался до конца своей жизни, совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Весной 1882г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни. 22 августа (3 сентября) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Роман «Отцы и дети»

Основная тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права. За конфликтом между старшими Кирсановыми и Базаровым кроется конфликт двух поколений и разных сословий.

Композиция романа – кольцевая. Базаров дважды проходит по кругу Марьино – Никольское – Дом родителей. Это позволяет раскрыть изменения во внутреннем мире героя.

Тема 2.5 Образ Базарова

Евгений Базаров – представитель «детей», новый герой, изображению которого посвящён весь роман.

Черты характера Евгения Базарова.

  • Демократизм – во внешности, в речи (любит поучать, часто употребляет пословицы, речь лаконична), в общении.
  • Мужественность и твёрдость характера, энергичность.
  • Самоуверенность, независимость.
  • Резкость и бесцеремонность.
  • Отсутствие сердечной близости к людям (родители не видят от него ласки, жалости, понимания).

Взгляды Базарова

Базаров – нигилист, он отрицает существующий государственный строй и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, невежество, патриархальную старину, семью. Вместе с существующим строем Базаров отрицает искусство, любовь.

Его не интересует красота природы, он рассматривает её только с практической точки зрения. К человеку он относится как к биологическому организму.

Основной оппонент разночинца Базарова - Павел Петрович Кирсанов, аристократ, либеральный помещик.

Многие качества личности Базарова раскрываются в финале романа.

Ø Задание. Ответьте на вопросы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1. В каком году появился роман «Отцы и дети»?

2. Кому посвящен роман «Отцы и дети»?

3. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

4. Что означает слово нигилист?

5. К какому сословию принадлежит Е.В.Базаров?

6. Чем закончилась дуэль Базарова и Кирсанова?

7. Известно, что роман «Отцы и дети» - это проблемный роман. Благодаря чему развивается действие?

8. Какого цвета глаза Базарова?

9. Кто это: « Это была … лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками»?

10. Почему имение Кирсановых называется Марьино?

11. Сколько лет отцу Аркадия?

12. На каком музыкальном инструменте играет Н.П. Кирсанов?

13. Как звали отца Базарова?

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. - student2.ru Тема 2.6 Ф.И.Тютчев(1803 - 1873)

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря ) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой. Получил прекрасное домашнее образование.

В 1819 году поступил на словесное отделение Московского университета. Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. В 1829 - 1830 гг. в журнале «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1844 году Тютчев переехал с семьей в Россию, был принят на службу в Министерство иностранных дел.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 году он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

В творчестве Тютчева 1860-1870 г.г. преобладают политические стихотворения и мелкие – «на случаи» («Когда дряхлеющие силы...», «Славянам» и др.).

Последние годы жизни омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 года Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе.

Наши рекомендации