VI. Работа над рассказом В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
1.Словарно-лексическая работа.
— Найдите значение слова:
ПАТЕНТ — документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.
—Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.); угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).
—Подберите антоним к слову: скучно (весело, интересно, увлекательно).
— Объясните выражения:
Гляди-ка, парень как рот раскрыл. Попусту не катайся.
2. Чтение рассказа учащимися.
3. Работа над содержанием.
—От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?
—Почему герой попадает в нелепые ситуации?
—Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор?
4. Выразительное чтение по ролям.
VII. Итог урока
—В чем основная мысль рассказа?
—Что бы вы посоветовали герою рассказа?
—Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?
—Что вы узнали об авторе?
—Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока.
Домашнее задание:написать мини-сочинение о прогульщике.
Урок 50. Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час»
Цели: обобщить знания учащихся по данному разделу; воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать память, творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по
разделу, который изучили. Проверим, насколько вы
были внимательны, что вы узнали. В конце урока под
ведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает
материал.
III. Обсуждение названия раздела
— Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?
Например?
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Откладывай безделье, да не откладывай дела. (На размышление дается 2 минуты.)
IV. Работанад пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела
их можно отнести? Почему? j
Поздно поднялся — i
День потерял,
В молодости не учился —
Жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.
Ученику — удача, учителю — радость.
V. Повторение. «Узнайте произведение»
— Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения.
Вам нужно определить их только по одной фразе.
1. «Попробуй в классе запой — сразу выгонят». (В.В. Голяв-кин. «Никакой я горчицы не ел».)
2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка».)
3. «Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».)
4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки».)
VI. Разгадывание кроссворда
(Кроссворд см. в приложении.)
Ответы: 1. Трудолюбие. 2. Шварц. 3. Некрасов. 4. Драгунский. 5. Пожарный. 6. Голявкин. 7. Смешно. 8. Время. 9. Метла.
VII. Работа по вопросам учебника
1. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (вопрос 4., с. 35).
2. Вопросы 9, 10, с. 36.
VIII. Проверка домашнего задания
—Какие мини-сочинения вы написали? (Слушаются несколько из них.)
—Можно ли их включить в данный раздел?
IX. Итог урока
— Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?
Домашнее задание:читать веселые рассказы одетях.
СТРАНА ДЕТСТВА
Уроки 1 Тема: Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»
Цели: расширить знания детей о творчестве Б.С. Житкова; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова; учить характеризовать главного героя, его поступки; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Яоднажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил... Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне.
(В. Лунин)
—Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
—Прочитайте, разделяя на слоги.
—Прочитайте сердито.
—Прочитайте с радостной интонацией.
—Прочитайте с восхищением.
—Прочитайте с ускорением.
—Прочитайте тихо.
—Прочитайте громко.
—Прочитайте скороговоркой.
—Прочитайте выразительно.
III. Введение в тему