Цели, задачи и функции маркетинга

Любая предпринимательская деятельность осуществляется с целью достижения определенного результата.

Основные цели предприятия

Цели Подцели, показатели в динамике
Завоевание рынка Доля рынка, объемы продаж, формирование спроса на товары, охват новых рынков
Рентабельность Долговременная прибыль, рентабельность
Финансовая устойчивость Кредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала
Социальные цели Удовлетворение потребностей, рабочие места, уровень дохода, социальная защита, удовлетворенность работой, повышение качества жизни, защита здоровья потребителей и окружающей среды
Престиж и позиция на рынке Имидж, общественное признание, независимость, конкурентоспособность

Цели маркетинговой деятельности тесно связаны с целями фирмы и способствуют их достижению.

Маркетинговые цели имеют определенную иерархию и структуру.

Иерархия целей маркетинга:

1-я группа – обеспечивает достижение основных целей предприятия;

2-я группа – ориентирована на достижение результата воздействия маркетинговых мероприятий на менталитет и покупательское поведение потребителя (мотивация, формирование потребностей, побуждение к покупке, формирование отношения).

Структура целей маркетинга:

· Общая цель - обеспечение основных целей предприятия путем проведения эффективной маркетинговой политики.

· Цели для отдельных товаров и рынков.

· Цели для каждого из элементов комплекса маркетинга для соответствующего товара и рынка.

В результате достижения целей маркетинга предприятие должно получить баланс спрса и предложения за такой период (или с такой скоростью), который соответствует темпам появления идей по разработке товара и их реализации.

Выделяют три взаимосвязанные группы задач маркетинга:

1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, и связанные с регулированием спроса;

2) задачи, относящиеся к сфере предприятия (внутренние ресурсы);

3) задачи, относящиеся к окружающей среде и общественным структурам.

Задачи маркетинга 1-й группы

Конъюнктура спроса Задачи маркетинга Вид маркетинга
С = П Поддерживать удовлетворение потребности Поддерживающий
Падающий спрос Создать потребность Ремаркетинг
Скрытый спрос Развить потребность Развивающийся
Отсутствие спроса, приостанавливающийся спрос, Стимулировать потребность, изменить безразличное отношение к продукту Стимулирующий
Колеблющийся спрос Синхронизировать спрос Синхромаркетинг
Чрезмерный спрос Снизить спрос Демаркетинг
Отрицательный спрос Изменение отрицательного отношения потребителей к Т/У Конверсионный
Иррациональный спрос Убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов Противодействующий

Задачи маркетинга 2-й группы

Это задачи, ориентированные на разработку и реализацию концепции маркетинга:

· комплексное изучение рынка; создание системы маркетинговой информации;

· выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

· планирование товарного ассортимента и цен;

· планирование мероприятий по продвижению товара;

· планирование и осуществление сбыта, сервисного обслуживания;

· разработка мер по совершенствованию управления и организации производства;

· интеграция маркетинга в организационную структуру предприятия;

· контроль за выполнением мероприятий маркетинга.

Задачи маркетинга 3-й группы

Связаны с обеспечением социальной ответственности маркетинга перед потребителем, обществом и окружающей средой:

· недопущение искусственных методов создания нужды в товарах, только с целью получения прибыли;

· удовлетворение разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества;

· поиск возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности потребителей;

· отказ от производства и продажи товаров, противоречащих интересам потребителей вообще и обществу в целом;

· использование экологически «чистых» технологий

· внедрение программ социально – экономического развития, которые не только служат интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но полезны и для социального развития региона, в котором данное предприятие функционирует.

Основные принципы маркетинга-целевая направленность и комплексность.

Функции маркетинга.Процесс маркетинга – это совокупность действий по достижению поставленных маркетинговых целей и задач. Определим совокупность этих действий или другими словами определим функции маркетинга.

Функция (от лат. “functio” - исполнение, осуществление) – означает деятельность, обязанность, работа.

Системный подход позволяет выделить 4 блока основных функций маркетинга и ряда подфункций в каждом из них.

Аналитическая функция:

· комплексное исследование рынка: факторы внешней среды, размеры рынка, конъюнктура, долгосрочные прогнозы, ранжирование рынков;

· изучение потребителей и структуры их потребностей;

· изучение фирменной структуры рынка;

· изучение товарной структуры рынка;

· анализ внутренней среды предприятия;

Производственная функция:

· разработка предложений по организации производства новых товаров;

· разработка предложений по внедрению новых технологий;

· оптимизация системы материально-технического снабжения;

· управление качеством и конкурентоспособностью продукции;

· инновации (нововведения) в сфере организации производства Т/У (например, разделение процесса производства в пространстве и во времени, объединение процесса производства с процессом сбыта и др.)

Сбытовая функция:

· разработка товарной политики

· разработке ценовой политики

· формирование каналов сбыта товаров и сбытовых сетей;

· организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС)

Функция управления и контроля:

· разработка концепции маркетинга;

· оперативное и стратегическое планирование (разработка планов маркетинга для каждого товара на каждом рынке);

· координация работ по исполнению планов;

· организация системы коммуникаций на предприятии;

· организация маркетинговой информационной системы на предприятии;

· контроллинг маркетинговых мероприятий.

Наши рекомендации