Урок 3. Лирическое мастерство
Красота и гибкость стиля поэзии И. А. Бунина
Цели: научить определять особенности поэзии Бунина, ее тематику; продолжить работу по развитию навыков анализа поэтического текста.
...Он просто пишет прекрасные стихи.
Ю. Айхенвальд
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
— Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?
(Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.)
II. Вступительное слово учителя.
— Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи? Поделитесь своими ощущениями.
— Что такое, по вашему мнению, писательский труд? Развлечение? Работа?
Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник, литератор Пушешников. Выдержки из его дневника свидетельствуют о том, как требователен был писатель к себе.
«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем, — приводит Пушешников слова Бунина... — Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев... Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк».
Вспоминал Пушешников слова, сказанные ему Буниным, когда они гуляли по лесной просеке: «Вот, например..., как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба. Это истинное мучение!
Я прихожу в отчаяние, что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли, тяжесть и слабость в теле. Пишу, от усталости текут слезы. Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги... А какая мука найти звук, мелодию рассказа, — звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».
Бунин развивает мысль о том, что «поэзия — это ежедневный труд»: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите...
Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. Вам станет легче дышать».
В мир подлинной поэзии Бунина предстоит войти и нам.
III. Работа по теме урока.
Слово учителя.
На фоне русского модернизма начала ХХ века поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.
Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста.
Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» — все это продолжает его вдохновлять.
Все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте.
Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это — его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах.
Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем.
Они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.
Проникнутый духом честности, поэт не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка.
Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком передан какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по своей воле пробуждает в нас теплое движение сердца.
2. Чтение и частичный анализ стихотворенияБунина «Последний шмель»:
а) Слово учителя.
В 1916 году перед самой катастрофой Октябрьского переворота вместе с рассказами «Последняя весна», «Последняя осень» появляется стихотворение Бунина «Последний шмель».
Не случаен эпитет «последний» в этих произведениях. Но что он означает?
Давайте вместе разберемся: о чем это стихотворение?
б) Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником.
в) Работа с текстом (карточки с текстом стихотворения и вопросами для анализа — раздаточный материал).
ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Вопросы для анализа:
1. Каким настроением наполнены строки?
2. Что можно сказать о теме произведения?
3. О чем тоскует лирический герой? Что явилось символом его переживаний?
Примерные ответы
1. Тоскливо-протяжные интонации неспешного трехсложного размера навевают чувство сожаления о чем-то ушедшем.
Тоскует одинокий человек: в «жилье человечьем» он один, один и шмель. Во всем стихотворении местоимения только единственного числа.
2. На первый взгляд в нем звучит тема природы. Дано описание последних жарких дней лета или ранней осени, в один из них «в жилье человечье» залетел «последний шмель». Но это стихотворение относится и к философской лирике, в которой звучат мотивы тоски и одиночества. В центре уже — человек со своей «человеческой думой».
3. Лирический герой тоскует о «безмятежных» днях молодости, о спокойной жизни в деревне, которая была нарушена революционными потрясениями. Символом переживания героя стали опустевшие мертвые поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть:
Скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
3. Работа с учебником.
Хорошо, что вы отметили неоднозначность тематики стихотворения «Последний шмель». Прочитайте статью «Бунин-поэт» (учебник, с. 32-33). В форме плана перечислите темы, наиболее характерные для бунинской поэзии.
Примерный план
1) Быт родительского дома, русская усадьба.
2) Любовь.
3) Мир русской природы.
4) Философская лирика.