Особенности творчества И. А. Бунина.

По ходу этой части лекции учащиеся выполняют задание: в форме плана отметить основные особенности творчества Бунина (2—3 варианта представить на доске для обсуждения).

Учитель. Особенности Бунина-художника, своеобразие его места в русском реализме ХIХ—ХХ вв. глубоко раскрываются в его произведениях.

На фоне русского модернизма поэзия и проза Бунина выделяются как хорошее старое. Они продолжают вечные традиции русской классики и в своих чистых и строгих очертаниях дают образец благородства и красоты.

И. А. Бунин рисует факты, а из них уже сама, органически рождается красота.

Одним из высших достоинств его стихотворений и рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы: они — два облика одной и той же сути.

В них — автор-реалист, даже натуралист, не убегающий от грубости, но способный подняться и на самые романтические высоты, всегда правдивый и честный изобразитель факта, из фактов извлекающий глубину и смысл.

Работа ассистента.

Сообщение учащегося по вопросу 3 на странице 46 учебника: «В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в прозу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Антоновские яблоки»)

Учитель. Не любит Бунин «тысячелетней русской нищеты», убожества и длительного разорения русской деревни, но крест, но страдание, но «смиренные, родимые черты» не позволяют не любить.

Без глубокого содроганья нельзя читать страниц «Суходола», посвященных деревне. Не оградить себя от сострадания, читая страшную историю о голодной смерти Анисьи, крестьянки-мученицы. Не кормил ее сын, бросил на произвол судьбы; и, старая, всю жизнь недоедавшая, от голода уже давно сухая, она умерла, когда цвела природа и «ржи были высоки, зыблились, лоснились, как дорогой куний мех». Глядя на все это, «радовалась, по привычке, Анисья на урожай, хотя уже давно не было ей никакой пользы от урожаев».

Когда читаешь про это у Бунина, то не только жалость чувствуешь и болит сердце, болит и совесть. Как много таких неблагодарно забытых людей и сегодня!

Читая Бунина, понимаешь, что деревня для него не сюжет, с Русью он связан навечно. Любовь к России с ее «Несмелой тысячелетней рабской нищетой» — завещание писателя новому поколению.

Работа ассистента. Сообщение учащегося по вопросу 2 на странице 45 учебника: «Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем проявляется тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например рассказ «Танька».

Учитель. Увлекает и чарует природа в произведениях Бунина: она не абстрактна, для ее изображения автор подобрал образы, тесно связанные с жизнью и бытом обычного человека. Кровную связь автора с природой подчеркивает богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок).

Природа у него — это «желтая скатерть жнивья», «глинистые ковриги гор», бабочки «в ситцевых пестреньких платьицах», «серебристые струны» проволоки телеграфных столбов, на которых сидят копчики — «совсем черные значки на нотной бумаге».

Своеобразие стиля писателя определяется особым характером изобразительности.

В прозе Бунина очень широк круг речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия и отличающихся высокой степенью концентрации на сравнительно небольшом пространстве текста.

Примерный план

1. Продолжает традиции русской классики.

2. Автор — реалист.

3. Не любит русской нищеты, но с Русью связан навечно.

4. Чарует природа в произведениях Бунина.

5. Особый характер изобразительности:

а) широк круг речевых средств;

б) высокая степень их концентрации.

IV. Работа с текстом (в группах).

На карточках — фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.

Я группа.

Работа с фрагментом рассказа «Антоновские яблоки».

«...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сена, — с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

Это тархане, мещане-садовники наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувстовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».

Примерный ответ

Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.

Анафорический повтор «вспоминается», «помню» сближает данный прозаический текст с поэзией. В этом фрагменте вообще много повторов, что характерно для стиля писателя. Звучит здесь и мотив звездного ночного неба, так часто встречающийся в лирических стихотворениях

На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).

Я группа.

Работа с фрагментом рассказа «Поздний час».

«Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, — гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, — так молчалив он был, — хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял».

Примерный ответ

(

В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.

Используются не только прилагательные для обозначения цвета (золотой), но и глагол со значением цвета (белел), который так же придает тексту динамизм, как и причастия «в мерцающем, дрожащем свете».

Бунин передает ситуацию в восприятии конкретного лица, на что указывает использование местоимения «месяц был слева от меня». Это делает зарисовку более реалистичной и ставит в центр внимания внутреннее состояние человека, которое раскрывается в воспринимаемых им картинах.

В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.

Я группа

Работа с фрагментом рассказа «Косцы».

«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими (косцами) и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

Примерный ответ

В рассказе «Косцы» используется анафорическое построение (для данных предложений характерно единоначалие), что сближает это прозаическое произведение с поэзией. Этот фрагмент построен как лирический монолог. Лирическая экспрессия создается повторами разных типов: лексический повтор (слова было, этот), повтор однокоренных слов (в родстве, хлебородном, родина), повторы слов с общей семантикой «общий» (общий, родной, кровный, родство, вместе).

Звучит тема России, как и в большинстве произведений И. А. Бунина, словами «мы дети своей родины», «наш общий дом» автор признается в любви к этой стране, подчеркивая кровное родство с ее народом.

В данном тексте проявляется еще одна особенность, характерная для стиля писателя: автор воздействует на разное чувственное восприятия читателя, описывая цвет (розовеющий запад), запах (медвяные травы), подключает даже вкус (ягод, которые «поминутно срывали и ели» косцы).

Домашнее задание:

1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Буниным».

2. Индивидуальные задания:

а) вопрос 4 на странице 46 учебника: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» Рассмотри те стихотворения «Сонет», «Одиночество»;

б) сообщение на тему «И. А. Бунин — тончайший живописец природы».

Наши рекомендации