Урок 58. И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество.
Содержание повести «Первая любовь»
Цели урока: знакомство с биографией и общей характеристикой творчества; беседа по содержанию повести «Первая любовь».
Словарная работа: повесть.
Ход урока
I. Лекция учителя
В своем рассказе учитель охарактеризует периоды жизни И. С. Тургенева.
1818—1842 гг. Это годы учебы и формирования будущего писателя. В возрасте девяти лет Тургенев приехал в Москву, учился в частных пансионах; в пятнадцать лет поступил на словесный факультет Московского университета. В 1836 г. закончил университет. Затем — поездки за границу, к этому времени относятся его первые литературные опыты.
1842—1852 гг. Знакомство с Белинским, выход свет (1852 г.) «Записок охотника». Автор взят под полицейский надзор. Книгу приказано сжечь. Зададим вопрос:
— Чем объяснить успех «Записок охотника» у демократического читателя?
— Что испугало царя в книге, отдельные рассказы которой до этого пропускались цензурой?
1853—1860 гг. Жизнь в Спасском-Лутовинове, плодотворная работа. Романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860).
1860—1862 гг. Разрыв с журналом «Современник» (повод — статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»). Открытый переход в лагерь либералов, но Тургенев не мог разделить их ненависти к революционерам-демократам. О них, новых героях русской жизни, роман «Отцы и дети» (1862).
1863—1883 гг. Боязнь растущих революционных настроений усиливает либеральные позиции писателя: в своих произведениях этого периода (романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)). Тургенев утверждает, что идея революционного преобразования вообще ошибочна для России. «Стихотворения в прозе» — одно из последних произведений писателя.
II. Подведение итогов викторины
Викторина организуется за несколько уроков до начала изучения творчества писателя.
III. Работа с учебником
Фрагменты статьи об И. С. Тургеневе учебника (об истории создания повести «Первая любовь» и «Из лаборатории писателя».)
Повесть «Первая любовь» — одно из наиболее автобиографичных произведений Тургенева. Прототипом молодого героя повести по словам самого писателя послужил он сам; «Этот мальчик — ваш покорный слуга…» Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева и именно она открыла в ею жизни полосу неразделенной любви.
Как вы обратили внимание, сюжет повести очень прост. Главное же — это искренность, взволнованность и лиризм выражения чувств. «Первая любовь» — любимое произведение Тургенева. «Это — единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено...»
IV. Обсуждение содержания повести
— Понравилась ли вам повесть?
— Какие эпизод являются, с вашей точки зрения, наиболее важными?
— Как вы себе представляете «тургеневскую девушку» (вспомните повесть «Ася», изученную в 8 классе)?
И «Первая любовь» и «Ася» были написаны в 1858 г. Оба произведения раскрывают психологию любящего человека, изображают любовь в жизни молодых — поэтическую и грустную.
Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ истории любви рассказчика: зарождение любви, развитие чувства, драматический финал любви
Урок 59. История любви как основа сюжета повести.
Психологизм и лиризм И. С. Тургенева.
Образ героя-повествователя
Цели урока: анализ эпизодов повести «Первая любовь»; обучение аналитическому пересказу; развитие навыков характеристики образа.
Словарная работа: лиризм, психологизм, герой-повествователь.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
II. Беседа
— В основе сюжета повести Тургенева лежит любовь? О чем это говорит?
— Автор называет свою повесть «Первая любовь». Докажите, что чувство главного героя Тургенев действительно считает любовью. Или это не так?
III. Работа с текстом
Анализ понятия «психологизм и лиризм». Задаем учащимся вопрос: одной из особенностей тургеневского творчества часто называют «тайный психологизм». Как вы понимаете это выражение?
Психологизм — изображение в литературном произведении внутреннего мира человека, его мыслей, намерений, переживаний, эмоций, осознаваемых чувств и бессознательных психических движений.
Задание учащимся: найдите в тексте примеры, где Тургенев через внешнее изображение (мимику, жесты, поступки и т. д. передает состояние героев.
При выполнении этого задания учащиеся убедятся, что этот прием действительно характерен для писателя и используется при создании почти всех образов.
IV. Работа над содержанием понятия «герой-повествователь»
В статье учебника-хрестоматии сказано, что прототипом Володи был сам Иван Сергеевич Тургенев. Попытаемся найти в тексте доказательства тому, что к этому герою у автора особое отношение.
— От чьего имени ведется повествование?
— Что придает эта форма повествования тексту?
— Почему повествование оформлено в виде воспоминаний?
— Какими чертами автор наделяет героя-повествователя? Как автор относится к нему?
— Почему это произведение было так дорого Тургеневу?
— Почему мысль о бесценности чувства любви вложена в уста героя повествователя?
V. Сочинение-миниатюра
Понятны ли мысли и чувства главного героя повести сегодняшнему читателю?
Домашнее задание
Работа с текстом повести «Первая любовь»: портрет и пейзаж, выразительное чтение и комментирование.
Информация для учителя[24]
Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы ХIX в. и тончайшим психологом. Как писатель Тургенев «классичен» — в самых разнообразных смыслах этого слова. «Классичность» (неповторимое воплощение совершенства) соответствовала самому духу его творчества. Лучшие тургеневские вещи поражают законченностью и гармоничной соразмерностью всех деталей с целым. Художественными идеалами для Тургенева были «простота, спокойствие, ясность линий, добросовестность работы». При этом имелось в виду «спокойствие», проистекающее «из сильного убеждения или глубокого чувства», «сообщающее... ту чистоту очертаний, ту идеальную и действительную красоту, которая является истинной, единственной красотой в искусстве». Это спокойствие давало сосредоточенность созерцания, тонкость и безошибочность наблюдения.
Утонченный эстет, Тургенев считал главным в искусстве создание красоты. «Прекрасное — единственная бессмертная вещь, и пока продолжает еще существовать хоть малейший остаток его Материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму» (из письма Полине Виардо от 28 авг. 1850 г.). «Прекрасное разлито повсюду», но наиболее близки Тургеневу два его проявления: в природе и в человеческой душе. И то и другое Тургенев изображал с необыкновенным мастерством. И человеческая личность, и природа являлись предметом его неустанных философских размышлений — в основном в духе натурфилософии немецкого романтизма. Романтическое благоговение перед тайной жизни природы Тургенев распространял и на отношение к человеческой душе, изображая своих героев всегда спокойными и благородными в выражении своих чувств. Даже их страсти как бы введены в определенные берега. Если же герой суетится, излишне жести купирует, значит Тургенев его презирает и стремится полностью дискредитировать.
Неразрывность для Тургенева личного и социального уровней проявлялась, в частности, в его мышлении конкретными образами: сначала он видел реального человека, а потом уже осознавал ею социальное значение. По словам П. Г. Пустовойта, Тургенев всегда «шел от «живого лица» к художественному обобщению, поэтому для него чрезвычайно важным было наличие прототипов у героев». Но от конкретного человека писателю необходимо еще проделать огромный путь — до художественного типа. Сам Тургенев писал, что нужно «стараться не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добраться до типов - и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши». Уже из этих слов мы видим, насколько сложным творческим процессом является типизации. Создать художественный тип — значит понять законы жизни общества, выявить у огромного числа людей те черты, которые определяют его современное духовное состояние, предопределяют его развитие (или, наоборот, — стагнацию).
Тургенев раскрывает характер своего героя не прямо в его общественной деятельности, но в идеологических спорах и в личной, интимной сфере. Герой должен не только уметь обосновать свою общественную позицию, но и доказать свою дееспособность, состояться как личность. Для этого он подвергается «испытанию любовью», ибо именно в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека.
Психологизм Тургенева обыкновенно называют «скрытым», ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. Поэт «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления в их расцвете и увядании» (из письма К. Леонтьеву от 03.10.1860 г.).
Считая так, Тургенев, видимо, отстраняется от личной оценки героя, предоставляя ему возможность самому выразить себя в диалоге и действии. «Точно... воспроизвести истину, реальность, жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственным мнением». Крайне редко прибегает он к прямому изображению мыслей героя во внутреннем монологе или объясняет читателям его душевное состояние. На протяжении всего романа герои ведут себя совершенно независимо от автора. Но эта внешняя независимость обманчива, ибо автор выражает свой взгляд на героя самим сюжетом — выбором ситуаций, в которые он его помещает. Проверяя героя на значимость, автор исходит из своей собственной иерархии ценностей.
Затем Тургенев приводит своего героя в соприкосновение с вечными сторонами человеческого бытия: природой, любовью и смертью, что всегда углубляет и изменяет человека, заставляет его пересмотреть свое мировоззрение. Из-за всеохватности этих категорий у нас складывается впечатление, что героя судит «сама жизнь». Но за ней скрывается автор, ловко «переменивший оружие», чтобы «атаковать» своего героя с его незащищенной стороны.
Четко выражается авторская позиция также в предыстории героя, где в очень метких и ироничных кратких формулировках перед нами предстает вся предшествующая его жизнь — всегда в субъективном авторском освещении. Герой и его поступки характеризуются прямо и однозначно, так что у читателя должен сразу сложиться устойчивый и определенный образ. То же происходит и в эпилоге, когда автор окончательно расставляет всех героев по предназначенным им жизнью местам и их судьба прямо воплощает его суд над ними.