III. А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Занятие 27.

1. ЛИТЕРАТУРА «ОТТЕПЕЛИ»

В середине 50-х годов начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – немногим более 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Название «оттепель» этот период получил с легкой руки Ильи Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

Что же происходило в стране?

Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956, в котором был намечен курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А.Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака,

М. Цветаевой. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в литературе. Приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, с итальянскими фильмами, вообще с западной культурой, несколько лет находившейся под запретом в Советском Союзе.

Сам дух времени был «оттепельным». Вот что об этом времени вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: «Создавая «Современник», мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогла обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!» такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства: в кино – «Иваново детство» и «Андрей Рублев»

А. Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая; постановки спектаклей в «Современнике» и «Таганке», «Ленкоме» и «БДТ»; в изобразительном искусстве – скульптура Эрнста Неизвестного: в музыке – произведения Д Шостаковича., А. Шнитке и другие.

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократической свободы, ослабив цензуру, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Открывались областные книжные издательства, стали популярными толстые журналы «Новый мир», «Звезда», «Иностранная литература».

Зарождались новые литературные направления, получившие названия «лейтенантская», «деревенская», «городская» проза. Произошел настоящий «поэтический бум», связанный прежде всего с именами

А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко,

Б. Окуджавы (их впоследствии назвали последними романтиками). Расцвел жанр авторской песни, произошел взлет фантастики (И.Ефремов, братья Стругацкие).

Но в это же время была организована травля Б. Пастернака, суд над Бродским, был арестован роман Гроссмана « Жизнь и судьба», учинялся разгром «бульдозерной выставки».

Характерны слова Н.С.Хрущева: «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».

Этапными произведениями этого периода стали «Судьба человека» М.Шолохова, «Районные будни» В.Овечкина, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

II. Особенности литературы периода «оттепели»

Читатели оказались захваченными настоящим лирическим половодьем. В нем виделся писателям глубокий смысл, начало освобождения от жесткого регламента, поворот к человеку, его внутреннему миру.

Происходило новое открытие обыкновенных и, казалось, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, страдания, недовольства собой, разочарования.

Нельзя не отметить усиления внимания литературы к быту, к деталям повседневной жизни. Открылись простые, казалось бы, вещи: « на подоконнике стоит женщина, моет окна, и синие стекла светятся. Мальчишка ест мороженое. Девушка несет вербу», «с улицы доносятся голоса детей, гудки машин, шум весеннего дня». Все это – голоса самой жизни, которую познавала литература, преодолевая стереотипное представление о том, что является «главным» и «второстепенным» и «как нужно» изображать советского человека.

Сегодняшнему читателю многое в произведениях той поры покажется очевидным и способно вызвать недоумение: в чем же здесь новизна и почему такая отечественная полемика? Действительно, нужно ли доказать, что жизнь людей многообразна, что внутренний мир человека сложен и загадочен. Но в годы оттепели все это приходилось доказывать и отстаивать. Писателям, стремившимся сказать всю правду, сколь бы трудной и неудобной она ни была, пришлось вести настоящую битву за право на всестороннее изображение действительности. Не только внешние факторы препятствовали, но и сложным был тот идейный и психологический поворот, который переживал каждый писатель.

III. А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя.

(биографическая справка).

Александр Исаевич Солженицын (родился в 1918 году) стал известен всему читающему Советскому Союзу в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича», напечатанном в журнале «Новый мир» Солженицын дебютировал в 1944 году и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Публикации А.И.Солженицына воспринимались как событие не только литературное, но и общественное. О нем писали:

Наши рекомендации