Уроки 55—56. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

Цель урока: знакомство с биографией поэтов (обзорно); основные особенности поэтического языка каждого поэта; обучение сопоставительному анализу лирических произведений; развитие навыков выразительного чтения.

Словарная работа: мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Прослушивание сообщений и беседа.

— Какой личностью предстает каждый поэт?

— Какие события повлияли на формирование мировоззрения поэтов и определили основное звучание их лирики?

— Какие факты их жизни показались особенно интересными?

II. Конкурс чтецов

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть понравившиеся им стихи Некрасова. Поэзию Некрасова таким образом представим не сколько полнее, поскольку для сопоставительного анализа возьмем стихотворения Тютчева и Фета.

III. Беседа

— Какие события и явления делает предметом изображения Некрасов?

— На какой теме сконцентрировал свое внимание поэт?

— Как в стихотворениях Некрасова отразился дух революционной демократии?

— Как можно охарактеризовать пафос его лирики?

IV. Сопоставительный анализ стихотворений «Летний вечер» Ф. И. Тютчева и «Какая ночь» А. А. Фета

Сопоставительный анализ — очень сложный вид работы. Следует учитывать, что самостоятельно ученики едва ли справятся с ним. Примерный план анализа стихотворения уже обсуждался на уроках, при сопоставительном анализе предпочтительнее, если сопоставление идет по уровням.

Во время работы можно предложить ребятам ознакомиться с таблицей, что облегчит восприятие стихотворений.

Особенности поэтического мира

Тютчев Фет
— Бытие воспринимал как катастрофу. — Поэт-философ, поэт-психолог. — Последний русский романтик. — Природа — живой, одухотворенный, многоликий мир. — Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. — Для стихов характерна богатейшая метафоричность. — В жанровом отношении — тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту — Крупнейший поэт чистого искусства. — В историю поэзии вошел прежде всего как пейзажист. — Природа — прекрасное живое существо. — Человек — частица природы, существо, равноправное ей. —Любил изображать «переходные состояния» природы. — Художественный мир создается разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом. — Фет — мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен). — В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.


Перед нами две пейзажные зарисовки, поэтому в данном случае можно подробно не рассматривать обстоятельства и события жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.

— Отметим время их написания.

— Рассмотрим тему, идею, композицию, а точнее — движение поэтической мысли в произведениях.

— Каково основное настроение поэта, переданное им в стихотворении?

— Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?

— Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения?

— Какие ощущения возникают после чтения стихотворений?

При анализе учащиеся сделают вывод о том, что при общности темы стихотворения очень сильно различаются, а главной причиной этих различий служит разное мироощущение поэтов.

— Какое стихотворение больше понравилось. Объясните свою позицию.

V. Самостоятельная работа

Прочитать стихотворения Фета и Тютчева в учебнике-хрестоматии и определить, насколько стихи «Летний вечер» и «Какая ночь!» являются типичными для творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Домашнее задание

По предложенному учителем (см. следующий урок) списку учащиеся выписывают цитаты для развития темы «Некрасов и его предшественники о назначении поэзии и роли поэта». По выбранным цитатам они готовят комментарии.

Урок 57. Подготовка к домашнему сочинению

«Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»

Цель урока: тезис рассуждения: формулировка и раскрытие.

Информация для учителя

Тип такого сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Самый сложный и трудоемкий этап в работе над подобной темой — это определение объема темы и отбор материала. В 9 классе это делает учитель. Определим объем темы.

К. Ф. Рылеев «Гражданин».

А. С. Пушкин «К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

Н. В. Гоголь — лирическое отступление о двух поэтах в начале 7 главы «Мертвые души».

Н. А. Некрасов «Тот не поэт», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Муза».

Формулировка темы требует, чтобы учащиеся уточнили, в каком направлении Некрасов разрабатывает тему поэта и поэзии в сравнении с поэтами и писателями предшествующего времени. Отбор материала таков, что не следует противопоставлять Некрасова его предшественникам.

Ход урока

I. Обсуждение домашнею задания, формулировка тезиса рассуждения

Возможно, тезис можно сформулировать так: для Некрасова и его предшественников является общей мысль о служении поэта народу, о пророческом назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению лучших идеалов своего времени.

II. Раскрытие тезиса

Для этого ученикам предлагается план, где по существу дается опорная лексика.

При раскрытии тезиса показываем, что было общего у Некрасова с другими поэтами и что нового он внес, раскрывая тему поэта и поэзии.

— Прямое декларативное заявление об общественной, гражданской роли поэта («Гражданин» Рылеева, «Поэт и гражданин» Некрасова).

— Образ Музы, руководящей поэтом: Муза Пушкина (начало 8 главы «Евгения Онегина»), Муза Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом...»).

— Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:

• поэт, томимый «духовной жаждой», и Поэт-пророк («Пророк» Пушкина);

• поэт, «воспламеняющий бойца для битвы», и Поэт, забывший о своем великом назначении («Поэт» Лермонтова);

• поэт — обличитель общественных пороков, и Поэт, парящий высоко над жизнью (размышление о двух типах поэтов в гл. 7 «Мертвые души» Гоголя и «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин» Некрасова);

• поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвященный в тайны искусства, и толпа, диктующая ему свою волю («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа» Пушкина; «Журналист, читатель и писатель», «Пророк» Лермонтова, «Элегия» Некрасова);

• поэт и народ («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкина, «Элегия» Некрасова).

Для учителя

Из этих сопоставлений и указаний на индивидуальные особенности в трактовке данной темы и будет состоять текст главной части рассуждения.

Из такого разбора следует вывод: Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был приемником и продолжателем великих русских поэтов и писателей предшествующего времени.

Домашнее задание

Учитывая важность этой темы можно предложить учащимся написать домашнее сочинение по разработанным материалам.

Наши рекомендации