Урок 60. Идейный замысел повести.

Мастерство пейзажной живописи Тургенева

Цель урока: обучение навыкам анализа фрагментов текста; роль пейзажа в художественном произведении.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Совместная работа с текстом: портрет Зинаиды (гл. II). Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние?

— Помогает ли портрет выражению авторского отношения к героям? Докажите это на других примерах.

Учащиеся вновь отметят, что портрет героя есть средство выражения авторской позиции и прием раскрытия души и характера героев.

II. Анализ эпизода (гл. IХ)

Встреча главного героя с Зинаидой в саду. Выразительное чтение фрагмента «Я глядел на нее…»

Функции пейзажа в тексте различим и определяются жанром, стилем, особенностями композиции произведения. Он может иметь самостоятельное значение (например, в лирике) или способствовать выражению эмоций героя, быть частью изображаемой картины, обстановки, пояснять суть происходящих событий, иногда он становится формой и средством воплощения авторского мироощущения.

— Какую роль играет пейзаж в этой сцене?

— Справедливо ли, по-вашему, утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения?

III. Работа в группах

Учащиеся составляют «отчет» о проделанной дома работе: они самостоятельно анализируют роль остальных пейзажей в повести.

IV. Заключительная беседа

— Как можно оценить чувства, пережитые героем в юности?

— Как сам герой их оценивает (гл. ХХII)?

— Как этой повестью И. С. Тургенев утверждает любовь как величайшую ценность жизни?

Домашнее задание

Выразительное чтение гл. ХII. Составить план анализа этой главы (для работы над анализом эпизода).

Урок 61. Роль главы ХII в повести «Первая любовь»

Цель урока: обучение анализу эпизода.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Чтение учащимися попеременно гл. ХII.

II. Беседа

— Повесть «Первая любовь» делится на главы. Чем, по-вашему, определяется это деление?

— Какие события описаны в гл. ХII?

— Что нового мы узнали о характерах героев?

— Какое место занимает эта глава в развитии сюжета?

— Насколько важна эта глава в раскрытии идеи повести: любовь — величайшая ценность в жизни?

— Какие особенности тургеневского повествования можно отметить?

— Как проявляется авторское отношение к героям?

III. Сочинение-миниатюра

Информация для учителя

Чем больше ученики пишут творческих работ на уроках литературы, тем лучше. Удобной формой для этого является сочинение-миниатюра, где вся информация должна быть уложена в полторы-две страницы школьной тетради. При этом должны быть сохранены композиционные особенности, характерные для жанра школьного сочинения.

IV. Анализ главы

«Чувство блаженства, которое я испытал тогда, уже повторилось в моей жизни», — говорит о повести «Первая любовь» и о событиях своей юности И. С. Тургенев. Он очень любил это произведение, в котором он сказал о любви, о первой любви, в особенности, как о величайшем чуде и ценности жизни.

Повесть делится на главы, это определяется авторским замыслом — рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с наибольшей отчетливостью. Каждая глава имеет свой микросюжет. В ХII главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил чувства, лучше которых не было в его жизни.

Эта глава существенно дополняет наше представление о героях. Зинаида, несмотря на кажущееся легкомыслие, способна на страдание и на серьезное чувство. Она страдает от «незаконности» своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки.

А о главном герое лучше всего говорят его же собственные слова: «Я все-таки был ребенком, несмотря на мои шестнадцать лет». Драматичный процесс рождения чувства в детской душе занимает центральное место в этой повести, на его изображении построен сюжет. Сцена, описанная в гл. ХII, очень важна в развитии сюжета и является кульминационной.

Кроме того, в этой главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения: только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое. Его герой уже взрослый человек, переживший многое в свои годы, но именно то, пережитое тогда, в шестнадцать лет, чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится.

Такое душевное состояние изображается в свойственной Тургеневу манере: он насыщает свое повествование изображением действий героев. Именно они и сообщают нам о том, что чувствуют герои в это время. Такова особенность психологизма Тургенева.

Таким образом, можно сказать, что гл. ХII с убедительностью и ясностью доносит до читателя авторскую позицию.

Домашнее задание

1. Прочитать статью в учебнике-хрестоматии о А. Н. Островском.

2. Текст «Белые ночи».

3. Подготовка индивидуальных сообщений (см. следующий урок).

Наши рекомендации