IV. Письмо слов с твердым и мягким разделительным знаками.
– Прочитайте слова на доске:
ОБЪЯВИТЬ ОБЪЕЗДИТЬ | ОБЪЯСНИТЬ ОБЪЕДИНИТЬ |
– Что объединяет эти слова?
– Проанализируйте данные слова и запишите в тетрадь.
– Подберите слова по схемам:
– ЪЁМ – – ЪЕД – – ЪЕСТ – – ЪЕЗД – – ЪЯСН – – ЪЯР – – ЪЕРОШ – – ЪЕЗЖ – – ЪЯВ – – ЪЯТ – – ЪЕХ – | подъем, съемка, подъемный; съедобный, въедливый, объедки; съест, подъест; подъезд, въезд, съезд; объяснил, разъяснил; разъяренный; взъерошенный; въезжать, съезжать; объявление; объятия, объят огнем; въехал, объехал. |
· Все вокруг объято страхом.
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съежился от страха тоже.
– Какие слова с ъ и ь разделительными запомнили?
Далее учащиеся анализируют и записывают предложение:
Съежился взъерошенный воробей у подъезда.
– Какое слово-помощник используется в этом предложении?
– Подчеркните разделительный твердый знак в словах.
V. Письмо слов и предложений с разделительными твердым и мягким знаками.
Учащиеся читают слова на доске:
КОЛОСЬЯ СОФЬЯ ПЬЁТ | ПЕНЬКИ ПЛАТЬЕ ПЫЛЬЮ | РЫСЬЮ УГОЛЬКИ ОКУНЬКИ |
– Запишите в тетрадь слова с разделительным мягким знаком.
– Составьте слова по схемам на доске:
– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ья. (Статья, скамья, крылья, семья, судья.)
– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ье. (Платье, увечье.)
– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ьё. (Жильё, старьё, копьё, сырьё.)
Далее учащиеся записывают слова в тетрадь.
– Решите кроссворд:
Вопросы:
1. Хвост крючком,
Нос пятачком.
Лежит в грязной луже
И совсем не тужит.
(Свинья.)
2. Приглядись: в лесу у пня
Суета и беготня,
Не умеют здесь лениться,
Строит город вся семья.
(Муравьи.)
3. Летом вырастают,
А осенью опадают.
– Что это?
(Листья.)
4. Кручу, верчу,
Знать никого не хочу.
– Что это?
(Вьюга.)
– Что объединяет все слова из кроссворда? (Их надо писать с разделительным ь.)
Игра «Твердый – мягкий».
– Выразите смысл одним словом и запишите слова-отгадки в два столбика: с разделительным ь и разделительным ъ.
· Недоеденные куски. (Объедки.)
· Полоса земли вдоль берега моря, озера. (Побережье.)
· Вход в здание. (Подъезд.)
· Снежная буря, метель. (Вьюга.)
· Мясной отвар. (Бульон.)
· Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.)
VI. Итог урока.
Урок 92
Письмо строчной буквы «х»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «х»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворения:
· Х –забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
· Х все ходит, ходит, ходит –
Места, что ли. не находит?
А. Шибаев
– На что похожа буква «х»?
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «х», которая обозначает звуки – твердый согласный [х] и мягкий [х’].
III. Повторение звуков [х], [х’], изученных на уроке чтения.
– Определите место звуков [х], [х’] в словах: ахать, хлеб, пахать, хижина, хорек.
– Дайте характеристику звукам [х], [х’].
Учитель проводит игру «Тим – Том».
Учащиеся определяют, какой звук обозначает буква «х» в словах.
[х] смех хохот хрюшка хвост хомяк хлопушка | [х’] хитрец скоморохи хихикать хирург химия хищник |