IV. Письмо слов с твердым и мягким разделительным знаками.

– Прочитайте слова на доске:

ОБЪЯВИТЬ ОБЪЕЗДИТЬ ОБЪЯСНИТЬ ОБЪЕДИНИТЬ

– Что объединяет эти слова?

– Проанализируйте данные слова и запишите в тетрадь.

– Подберите слова по схемам:

– ЪЁМ – – ЪЕД – – ЪЕСТ – – ЪЕЗД – – ЪЯСН – – ЪЯР – – ЪЕРОШ – – ЪЕЗЖ – – ЪЯВ – – ЪЯТ – – ЪЕХ – подъем, съемка, подъемный; съедобный, въедливый, объедки; съест, подъест; подъезд, въезд, съезд; объяснил, разъяснил; разъяренный; взъерошенный; въезжать, съезжать; объявление; объятия, объят огнем; въехал, объехал.

· Все вокруг объято страхом.

Разъяренный людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Все зверье уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съежился от страха тоже.

– Какие слова с ъ и ь разделительными запомнили?

Далее учащиеся анализируют и записывают предложение:

Съежился взъерошенный воробей у подъезда.

– Какое слово-помощник используется в этом предложении?

– Подчеркните разделительный твердый знак в словах.

V. Письмо слов и предложений с разделительными твердым и мягким знаками.

Учащиеся читают слова на доске:

КОЛОСЬЯ СОФЬЯ ПЬЁТ ПЕНЬКИ ПЛАТЬЕ ПЫЛЬЮ РЫСЬЮ УГОЛЬКИ ОКУНЬКИ

– Запишите в тетрадь слова с разделительным мягким знаком.

– Составьте слова по схемам на доске:

– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ья. (Статья, скамья, крылья, семья, судья.)

– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ье. (Платье, увечье.)

– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ьё. (Жильё, старьё, копьё, сырьё.)

Далее учащиеся записывают слова в тетрадь.

– Решите кроссворд:

Вопросы:

1. Хвост крючком,

Нос пятачком.

Лежит в грязной луже

И совсем не тужит.

(Свинья.)

2. Приглядись: в лесу у пня

Суета и беготня,

Не умеют здесь лениться,

Строит город вся семья.

(Муравьи.)

3. Летом вырастают,

А осенью опадают.

– Что это?

(Листья.)

4. Кручу, верчу,

Знать никого не хочу.

– Что это?

(Вьюга.)

– Что объединяет все слова из кроссворда? (Их надо писать с разделительным ь.)

Игра «Твердый – мягкий».

– Выразите смысл одним словом и запишите слова-отгадки в два столбика: с разделительным ь и разделительным ъ.

· Недоеденные куски. (Объедки.)

· Полоса земли вдоль берега моря, озера. (Побережье.)

· Вход в здание. (Подъезд.)

· Снежная буря, метель. (Вьюга.)

· Мясной отвар. (Бульон.)

· Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.)

VI. Итог урока.

Урок 92

Письмо строчной буквы «х»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «х»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); учить анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворения:

· Х –забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

· Х все ходит, ходит, ходит –

Места, что ли. не находит?

А. Шибаев

– На что похожа буква «х»?

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «х», которая обозначает звуки – твердый согласный [х] и мягкий [х’].

III. Повторение звуков [х], [х’], изученных на уроке чтения.

– Определите место звуков [х], [х’] в словах: ахать, хлеб, пахать, хижина, хорек.

– Дайте характеристику звукам [х], [х’].

Учитель проводит игру «Тим – Том».

Учащиеся определяют, какой звук обозначает буква «х» в словах.

[х] смех хохот хрюшка хвост хомяк хлопушка [х’] хитрец скоморохи хихикать хирург химия хищник

Наши рекомендации