Урок 99. Правописание слов с разделительным мягким знаком

Цели: формировать у учащихся представление об употребле­нии разделительного мягкого знака и правописании слов с раз­делительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(Работа в парах. Учащиеся диктуют друг другу слова с парны- ми согласными, записанные дома, оценивают друг друга.)

Словарная работа

—Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли — дом ее родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна.)

—Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб'из'йана].)

—Где в слове написание расходится с произношением? Под­черкните эти орфограммы.

—Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить сло­во. (Ответы детей.)

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.) Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья. —На какие две группы их можно разде­лить? {На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)

—Сколько звуков и букв в слове коньки.? (Пять звуков и шесть букв.)

— Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обо­значает.)

—Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)

—Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четыре звука.)

—Назовите звуки, ([лйот].)

—Какая буква пишется на месте звука [Й']? (Мягкий знак.)

—Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах.

Работа по теме урока

—Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.

—Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.

Упр. 51 (с. 31).

(Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)

—Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук [Й а потом идет гласная буква, то пишется разделительным мягкий знак.)

Упр. 52 (с. 32).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

—Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.)

—Прочитайте правило тетушки Совы.

—Подведем итоги: между какими буквами пишется разделительный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначаем гласная буква?

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 53 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение.)

—Какое словарное слово встретилось в упражнении?

Упр. 54 (с. 33).

(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся знакомятся с названием орфограммы.)

— Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? (Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если звук[Й'].)

Рефлексия

—Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над сло­вом напишите, какое звуки обозначает гласная буква, [йи] [а] [йа] [а] Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.

(Самопроверка по образцу на доске.)

Подведение итогов урока

—С какой орфограммой познакомились на уроке? —Что вас удивило в написании этой орфограммы? —Какие чувства вы испытали, когда увидели, что ваши вы­воды совпадают с текстом правила? —Все ли вам было понятно? —Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 55 (с. 33).

Диктант

Зяблик

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега — целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Слова для справок: много, целый.

Урок 100. Правописание слов с разделительным мягким знаком

Цели: формировать навыки правописания слов с разделитель­ным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; прочитать звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове; подбирать примеры к данной орфограмме; писать слова с разделительным мягким знаком.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

1. Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Воробьи, обезьяна, коньки, медведь, заячьи, тетрадь, ребячьи. —Как можно разделить эти словарные слова на две группы?

—Спишите слова группами в два столбика, подчеркните не­проверяемые гласные.

—Какая еще орфограмма есть в словах каждого столбика?

2. Орфографическая минутка

—Составьте и запишите с данными словами текст из трех- четырех предложений.

Осень, льет, деревья, дождь, листья.

Наши рекомендации