Словообразовательные типы, промежуточные между твердым и мягким мужским склонением

На границе между мягким и твердым мужским склонением находятся имена существительные мужского рода, которые оканчиваются на лишенные парных мягких фонем ж, ш (эти существительные образуют род. п. мн. ч. на -ем).

Сюда относятся следующие словообразовательные типы:

1. Слова с непродуктивным суффиксом -ыш, который в современном язы­
ке связан по преимуществу с тремя значениями:

1) предмета или существа, характеризуемого каким-нибудь качеством
и вместе с тем небольшого, маленького или эмоционально представляемого
в уменьшительном виде в силу сочувствия, фамильярного покровительства
или пренебрежения: малыш, глупыш, несмышленыш, голыш, крепыш, поганыш,
последыш (ср. у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в примене­
нии к последним крепостникам; ср. у Лескова: «литературные слепыши»
(«Смех и горе»). Это значение свойственно образованиям от именных слов, от
основ имен прилагательных (но ср. обособленное, индивидуальное, с точки
зрения системы живых морфологических отношений, нерегулярное соотноше­
ние основ: креп-кий — креп-ость — креп-ыш*, мягкий — мяк-иш; послед-ний—
послед-ыш);

2) предмета или существа, характеризуемого каким-нибудь действием или
представляющего собою результат какого-нибудь действия: приемыш, обор­
выш, подкидыш, выкидыш, выкормыш, поскребыш, заморыш; ср. у Леонова: не-
доделыш; ср. найденыш. Легко заметить, что большая часть образований это­
го рода имеет экспрессивную окраску пренебрежения или презрения. Это
обозначения социально неполноценных разновидностей человеческого рода;

3) результата или способа действия: выигрыш, проигрыш; ср.: актерский
наигрыш; отыгрыш (муз.).

Изолировано и уже неразложимо околыш.

2. Образования с малопродуктивным суффиксом -ёныш для обозначения
детенышей: зверёныш, детёныш, змеёныш, тигрёныш. Но ср. будён-ыш (сохра­
нение -ёныш в этом слове было невозможно, так как сочетание звуков -ен- уже
находилось в основе, иначе получилось бы буденёныш). Суффиксу -ёныш
в обозначениях детенышей предпочитается продуктивный суффикс -ёнок с его
вариантами (тигрёнок, львёнок, зайчонок, арапчонок и т. п.).

3. Единичные просторечные слова, образованные от именных основ с не­
продуктивным фамильярно-ласкательным суффиксом -яш: кругляш, племяш,
кудряш и др. Обособленно по значению и экспрессии торгаш**.

4. Образования от глагольных основ с малопродуктивным суффиксом
действия -ёж, носящим отпечаток яркой разговорной экспрессии и подчерки­
вающим интенсивность действия: делёж:, грабёж, кутёж, платёж:, галдёж:
и т.п.

В отдельных словах этого типа уже застыло значение результата дей­ствия: чертёж:, рубеж: и др.

5. Слова с заимствованным суффиксом -аж, развивающим в современном
литературном языке все большую производительность. Образования с суф­
фиксом -аж обозначают действие: массаж: fcp. массировать), монтаж:, пило­
таж:, зондаж, инструктаж:, каптаж: и т. п. или имеют отвлеченное собира-

Словообразовательные типы, промежуточные между твердым и мягким мужским склонением - student2.ru * Ср.: узкий — уз-ость; низкий — низ-ость.

** В «Опыте общесравнительной грамматики русского языка» И. И. Давыдова значение этого суффикса определялось так: «Слоги аш и яш в словах торгаш, кудряш похожи на ак, ач. ас, которыми означается большое количество того, что выражается корнем слова»7''.

тельное, количественное значение: этикетаж, картонаж, листаж:, метраж:, резерваж:. Собирательное значение этого суффикса особенно активно в совре­менных технических диалектах, близких к книжно-газетному языку.

Ср. у Максима Горького в статье «О бойкости» (Литературная газета, 1934, № 24): «За годы революции нами созданы и освоены десятки чужих слов: листаж:, типаж:, вираж:, монтаж:, халтураж...»

У Дм. Лаврухина («По следам героя»): «подхалимаж:, метраж:, листаж:, типаж:, холуяж, литраж:, километраж, фигураж, бракераж:». Показателен такой пародический отрывок из фельетона: «Как выражаются высокооплачи­ваемые специалисты: тоннаж:, сокращая тираж и листаж:, понижает стро-каж... Учитывая ограниченный листаж и строкаж, следует честно отметить, что и проблемаж современной литературы еще весьма низок».

Наши рекомендации