Сознательное овладение навыками письма
Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждое новое упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель, предъявляя учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, безнажимно, безотрывно. Часть наиболее важных требований формируется как правила письма, например:
1. Надо писать с наклоном.
2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.
3. Слог следует писать безотрывно.
4. Писать слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
5. Писать четко, ровно, без помарок.
С этими правилами дети знакомятся постепенно. С первых дней учащиеся узнают два первых правила. Как только учащиеся начинают писать слоги, учитель говорит о том, что слог надо писать, не отрывая руки. Когда дети начнут писать слова и предложения, вводится следующее правило: писать буквы и слова на одинаковом расстоянии друг от друга. Методика этой работы примерно такая: учитель пишет на доске три предложения. В первом предложении все буквы и слова написаны на равных друг от друга расстояниях; во втором предложении слова записаны далеко друг от друга; в третьем предложении слова расположены очень близко друг к другу, а буквы в словах написаны на разных расстояниях. На анализе этих примеров учащиеся совместно с учителем делают вывод: между словами всегда должны быть одинаковые расстояния, примерно равные букве о или и.
Урок 2
Письмо прямой линии.
Пространственная ориентация
Цели: учить писать прямые линии; формировать умение ориентироваться на тетрадном листе; закреплять знание понятий: «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «центр»; развивать мелкую моторику рук; учить соблюдать гигиенические правила при письме; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем учиться писать прямые линии.
Подготовка руки к письму.
III. Письмо прямой линии в прописи.
Учащиеся выполняют письмо прямой линии по образцу (слева направо; сверху вниз, наклонно).
IV. Ориентация на листе бумаги.
– Отгадайте загадку и в центре листа нарисуйте отгадку.
· Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
(Солнце.)
– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в верхнем правом углу.
· Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути…
В них ни въехать, ни войти…
(Радуга.)
– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в верхнем левом углу листа.
· Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся.
(Дождь.)
– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в нижнем левом углу листа.
· Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб.)
– Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку в нижнем правом углу листа.
· Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)
V. Графические упражнения.
– Обведите рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
VI. Итог урока.
Урок 3
Рабочая строка. Точка начала письма.
Гигиенические правила
Цели: познакомить учащихся с разлиновкой тетради, показать рабочую строку; учить писать в рабочей строке; развивать мелкую моторику; закреплять гигиенические навыки письма.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.