Упражнения на овладение навыками

Упражнение 1

Разбейте группу на тройки (пары). Каждая подгруппа должна привести примеры (не менее двух) поведения, направленного на привлечение внимания, и предложить приемы экстренного педагогического воздействия (в соответствии с таблицей «Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание»). Желательно, чтобы примеры были «свежими», то есть из сегодняшней жизни, а не из опыта прошлых лет. Выделите оригинальные приемы, которые не описаны в книге. (Оригинальной можно считать разновидность описанного приема, придуманную самим учителем. Например, используя описанный прием «разрешенная квота», одна учительница младших классов выдавала одной из своих привлекающих внимание учениц горсть, пуговиц и договаривалась с ней о том, что та вместо крика «Подойдите ко мне!» будет класть на стол учительнице пуговку.)

Ведущий следит за тем, чтобы использовались только приемы прекращения поведения, привлекающего внимание, а не для властолюбивого и мстительного. Каждый рассказ награждается аплодисментами всей группы.

Ведущий знакомит участников группы со схемой «Я-высказывания» (ее можно написать на доске, а можно заранее оформить на листе большого формата).

Схема «Я-высказывания»

Часть 1. Конкретное описание поведения того, к кому обращено «Я-высказывание» (например, «Когда я вчера увидела, какая ты пришла на работу бледная…»).

Часть 2. Называние чувства, возникшего в тот момент у автора «Я-высказывания» («… я встревожилась (почувствовала беспокойство)…»).

Часть 3. Объяснение причин («… наверное, это произошло потому, что я решила, что ты заболела»).

Упражнение 2

Это упражнение направлено на отработку навыка «Я-высказывания». Попросите каждого участника группы сформулировать по три «Я-высказывания», обращаясь при этом к другим членам группы. Это может быть один и тот же участник, а могут быть и разные люди. Обращаться можно и к ведущему. Одно «Я-высказывание» должно быть позитивным (выражать положительные чувства), другое — негативным, третье — любое, по желанию.

Примеры выражения отрицательных эмоций:

Когда ты сегодня стал спорить из-за меня с завучем, я испугалась. Наверное, это потому, что я не хочу быть причиной чьих-то неприятностей.

Когда ты неделю назад отказалась от моей помощи, я очень рассердилась, потому что тогда я думала, что ты без меня не справишься.

Упражнение 3

Придумайте «Я-высказывания», обращенные к ученикам, привлекающим внимание на уроках. Пять «Я-высказываний» должны выражать отрицательные эмоции и пять — положительные (они уместны при использовании техники «Обращение внимания класса на примеры хорошего поведения»).

Обсуждение итогов

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Прочитать § 2 главы 5 книги «Учитель и проблемы дисциплины» и выбрать для себя наиболее подходящие поведенческие техники. Дополнить список своими собственными находками. Помня о том, что разные дети требуют разных подходов, применить что-нибудь из получившегося списка. Продолжать составлять Школьный план действий — сделать шаг № 2 и шаг № 3 для ученика, привлекающего внимание.

Занятие 5. Просьба - приемлемый способ привлечения внимания

Цель работы

Помочь участникам группы научиться формулировать и исполнять просьбы.

Материалы

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о мотивах «плохого» поведения (Приложение, таблица 1, с. 201). Для этого надо либо написать таблицу достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать ее в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

Упражнения на разогрев

Упражнение 1

Уберите половину стульев. Участники делятся на пары. Один сидит на стуле, другой стоит у него за спиной, руки спрятаны за спину. У водящего нет пары, его стул пустой. Его задача — незаметно договориться с кем-то из сидящих, чтобы тот пересел к нему. «Договариваться» нужно без слов, с помощью незаметных знаков и мимики. Стоящие могут задержать своего «убегающего», если успеют. Все делается в быстром темпе.

Упражнение 2. «Ассоциации»

Ведущий говорит: «У вас был трудный день, трудная неделя. Вы немного устали. Кто из участников группы чувствует, что нуждается в особом внимании? Кто готов получить поддержку от участников группы?»

Если такой человек находится — хорошо, если нет, — ведущий предлагает встать в центр круга самому уставшему, раздраженному или расстроенному чем-то участнику группы.

На стул в центре круга садится водящий. Остальные участники кратко описывают его через свои ассоциации: «Когда я смотрю на тебя (слышу твой голос), мне представляется…» (далее идет опосредованное описание через ассоциации с картиной, погодой, деревом, домом, цветком, историческим или литературным персонажем, музыкой и т.д.). Например: «Когда я слышу твой голос, мне представляется небольшая северная речка, негромкая, но бурная».

Скажите следующее: В таблице «Мотивы плохого поведения» в графе «Способы профилактики» записано: «Учить учеников просить внимания». Что вы почувствовали и что вы подумали, когда прочитали это (пожалуйста, говорите в форме «Я-высказывания»)? Спросите далее: «Как вы относитесь к необходимости просить кого-то? Нравится ли вам просить?»

Действительно, человек, который умеет просить так, чтобы ни он сам, ни тот, к кому адресована просьба, не чувствовали себя «использованными», такой человек обладает мудростью, доверием к людям и… той христианской гениальной простотой, которая есть противоположность гордыни. Не случайно в Нагорной проповеди Иисус Христос призывал верующих ПРОСИТЬ. Если перевести его призыв на современный язык, получится следующее: «Просите, и, возможно вы получите. Стучите, и порой двери откроются перед вами. Более вероятно, что они откроются, если вы будете стучать, чем если вы будете молча стоять, надеясь, что те, кто находится внутри, почувствуют ваше присутствие и исполнят ваше желание». В нормальных отношениях между людьми каждый свободен просить у другого, чего он хочет. А тот свободен сказать «да» или «нет» в соответствии со своими желаниями. Однако не всякая просьба является просьбой. Искренняя просьба — это «честное выражение своей позиции и своих желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или отказать, поскольку вы просите его высказать свою позицию и свои желания» (Рейнуотер, 1992). Требование — это нечто иное. Оно уместно, когда ранее был заключен договор и пришло время выполнять договоренности. Или когда один участник диалога не считает, что у партнера есть выбор в данной ситуации.

Наши рекомендации