Для учителей русского языка и литературы
ИНФОРМАЦИЯ
Для учителей русского языка и литературы
по оформлению и оцениванию экзаменационных работ
Убедительная просьба, довести данную информацию до всех учителей русского языка и литературы, работающих в 9 и 11 классах с русским и казахским языком обучения.
I. Общие требования.
1. Письменный экзамен по русскому языку и литературе (диктант, сочинение) за курс основной школы (9 класс) проводится 6 июня 2017 года (вторник).
2. Письменный экзамен по русскому языку и литературе (эссе) за курс средней школы (11 класс) проводится 29 мая 2017 года (понедельник).
3. Тестирование по русскому языку в казахской школе за курс средней школы (11 класс) проводится 2 июня 2017 года (пятница).
4. Предметы по выбору (русская литература) для учащихся 9 классов (с рус. и каз. Языками обучения) – устно – 30 мая 2017 года (вторник).
5. Устный экзамен русский язык в казахской школе для учащихся 9 классов – 3 июня 2017 года (суббота).
6. В состав экзаменационной комиссии входят экзаменатор и два ассистента. Начало экзамена в 09.00.,конверт с заданием вскрывается в присутствии членов экзаменационной комиссии и учащихся на линейке в 8.45. В исключительных случаях (при наличии в школе большого числа обучающихся) для соблюдения пунктов допускается проведение экзаменов в 2-3 потока.
7. Темы сочинений и название диктанта (если таковое имеется) записываются на доске до начала экзамена.
8. Учащиеся получают 6 проштампованных листков со штампом школы на чистовик и черновик (для сочинения). Один для диктанта. На штампе школы ставится дата проведения экзамена (на казахском языке, поскольку штамп школы на казахском языке).
9. На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).
II.
Оформление экзаменационных работ (диктант, сочинение) в 9 классе
1. Штамп в левом углу листа. На штампе номер (название) школы, её местонахождение указаны на штампе. Здесь же, на штампе, записывается дата проведения экзамена (6 маусым 2017 ж.) или (29 мамыр 2017 ж.)
2. После штампа отступить 2 строки и подписать работу следующим образом, если пишется диктант:
Экзаменационная работа
По русскому языку
(диктант)
За курс основной школы
Ученика (цы) IX класса «А»
Иванова Ивана Ивановича.
Если пишется сочинение:
Экзаменационная работа
По русскому языку и литературе
(сочинение)
За курс основной школы
Ученика (цы) IX класса «А»
Иванова Ивана Ивановича.
Как подписать сочинения на выпускных экзаменах (11 класс)
Экзаменационная работа
По русскому языку и литературе
(эссе)
За курс средней школы
Ученика (-цы) XI класса «А»
Иванова Ивана Ивановича.
Ошибки не исправляются, а подчеркиваются.
4. Ошибки выносятся с правой стороны на поля (палочка), пунктуационные (галочка).
Кол-во ошибок (через дробь) с левой стороны.
На следующей строке ставится оценка (с левой стороны аккуратно, в одну строку).
Через строку слева
Председатель экзаменационной комиссии
ФИО (полностью) подпись
Экзаменующий учитель
ФИО (полностью) подпись
Ассистенты:
ФИО (полностью) подпись
ФИО (полностью) подпись
Образец:
Председатель экзаменационной комиссии
Иванов Иван Иванович подпись
Экзаменующий учитель
Ливанова Анастасия Дмитриевна подпись
Ассистенты:
Потапова Ольга Анатольевна подпись
Киреева Татьяна Алексеевна подпись
III.
1. Письменные экзамены проводятся в просторных классных помещениях, где обучающиеся 11 (12) класса садятся по одному, а обучающиеся 9 (10) класса – по одному или по двое.
2. Для выполнения письменных работ и подготовки к устным ответам, обучающимся выдается бумага со штампом школы. Обучающиеся, выполнившие работу, сдают ее Комиссии вместе с черновиками (при написании сочинения, эссе).
3. Обучающиеся, не закончившие работу в отведенное для экзамена время, сдают ее незаконченной.
4. Экзамен (сочинение) продолжается4 астрономических часа. Экзамен (эссе) продолжается 3 астрономических часа. В течение этого времени ученик имеет право выйти из класса на 5 минут. В этом случае он сдает работу Комиссии, на экзаменационной работе отмечается продолжительность отсутствия, обучающегося на экзамене. На диктант отводится 2 астрономических часа. Во время написания диктанта покидать класс учащимися запрещается.
Проверка работ.
По окончании письменного экзамена и тестирования члены Комиссии проверяют работы обучающихся в здании школы. Непроверенные работы сдаются на хранение руководителю школы.
6. Сочинение в 9 (10) классе и эссе в 11(12) классе оценивается двумя оценками.
7. В 11 классе на тестирование отводится по каждому предмету 80 минут.
8. Проверка результатов теста осуществляется в школе Комиссией, формируемой при школе тот же день на основании предоставленных им кодов правильных ответов.
9. Общую базу данных участников тестирования формирует НЦТ при помощи программного обеспечения с 1 по 30 марта текущего года. Данные об обучающихся школы передают в НЦТ через его филиалы.
10. Количество и форма тестовых заданий, форма листа ответов для тестирования определяются спецификацией теста в разрезе каждого предмета, профиля и языка обучения. Спецификация теста разрабатывает НЦТ.
IV. Выставление оценок
1.Обучающиеся 9 и 11 классов, получившие оценку «2» на очередном экзамене, допускаются к следующему экзамену.
2.При выведении итоговых оценок по предмету надлежит руководствоваться следующим:
1) итоговая оценка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом четвертных (полугодовых) оценок за текущий учебный год (учитывается при экзаменационной оценке «4» или «5»);
2) при неудовлетворительной экзаменационной оценке не выставляется положительная итоговая оценка;
3) итоговая оценка выставляется не выше экзаменационной.
3.При несогласии с оценкой, выставленной за письменную работу или результатом тестирования, обучающийся обращается до 13 часов 00 минут следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Комиссию, созданную при районных, городских отделах образования, управлениях образования.
4. После проведения устных или письменных экзаменов, тестирования по каждому предмету в 9 (10), 11 (12) классах и переводных экзаменов в 5-8, 10 классах Комиссия в тот же день выставляет обучающимся экзаменационные и итоговые оценки и вносит их в бумажный и электронный Протокол экзамена (тестирования) и итоговых оценок за курс обучения на уровнях основного среднего и общего среднего образования.
5. Протокол подписывается членами Комиссии школы.
6. Шкала перевода баллов тестирования в оценки аттестата об общем среднем образовании
7.
№ п/п | Предмет | (неудовлетво рительно) | 3 (удовлетво рительно) | 4 (хорошо) | (отлично) |
Казахский язык для школ с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 | |
Русский язык для школ с казахским языком обучения | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 | |
Геометрия | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Физика | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Химия | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Биология | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
География | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Всемирная история | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Русская литература | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Казахская литература | 0 – 12 | 13 – 36 | 37 – 48 | 49 – 60 | |
Английский язык | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 | |
Французский язык | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 | |
Немецкий язык | 0 – 8 | 9 – 24 | 25 – 32 | 33 – 40 | |
Информатика | 7 – 13 | 14 – 20 | 21 – 27 |
Учебный год
1. Плоды «злонравия» в комедии Д. И. Фонвизина и в наши дни.
2. Одиночество Чацкого – это явление современное?
3. «Я памятник себе воздвиг…». Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
4. «Береги честь смолоду» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
5. В чём трагедия Евгения Онегина?
6. Моё восприятие образа Татьяны Лариной (по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
7. В чём проблема «лишнего» человека? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
8. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
9. Женский идеал в русской литературе.
10. Образы чиновников в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголь «Ревизор».
11. «Нет уз святее товарищества»… (Н. В. Гоголь).
12. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева).
13. В чём своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова.
14. «Трагичен или смешон «маленький человек» в произведениях А. П. Чехова.
15. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина).
16. «Сын за отца не отвечает» (А. Твардовский «По праву памяти»).
17. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий).
18. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н. Заболоцкий).
19. «В жизни всегда есть место подвигу»? (М. Горький).
20. Мой любимый поэт.
21. Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
22. Будущее Казахстана – моё будущее.
23. Что следует ожидать Казахстану от ЭКСПО – 2017»?
24. Человек эпохи Независимости.
25. Активная жизненная позиция – старт в успех.
26. Моё образование – мой капитал.
27. Любовь к Родине начинается с семьи.
28. Профессия моей мечты.
29. Незабываемые страницы моей любимой книги.
30. В чём заключается ценность жизни.
Критерии оценки диктанта.
При оценке диктанта следует учитывать следующие параметры:
1. грамотность написания текста;
2. аккуратность работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3»выставляется за диктант, в котором допущены орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических
ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических ошибок и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
1. При оценке диктанта, изложения (сочинения) исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки;
· в переносе слов;
· на правила, которые не включены в школьную программу;
· на ещё не изученные правила;
· в словах с непроверяемыми гласными и согласными, над которыми не проводилась специальная работа;
· в передаче авторской пунктуации.
2. Исправляются, но не учитываются описки, неправильное написание, искажающие звуковой облик слова.
3. Важно учитывать характер ошибки (грубая ошибка или негрубая). К негрубым относятся ошибки:
· в исключениях из правил;
· в написании слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
· в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
· в написании Ы и И после приставок;
· в случаях трудного различения НЕ и НИ;
· в собственных именах нерусского происхождения;
· в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
· в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
4. Необходимо учитывать повторяемость ошибок: если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
5. Учитываются однотипные ошибки (однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова): первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая последующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.
6. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
7. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
7.
Требования к оформлению сочинения
1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те темы, названия которых представляют собой цитату.
2. Эпиграф (прозаический и стихотворный) записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается. Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже и не заключается в скобки. Если автор сочинения хочет указать ещё и название произведения, из которого взят эпиграф, то это название следует писать в кавычках в той же строке, что и фамилию автора, поставив после фамилии запятую. Эпиграф пишется по – желанию.
3. Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу после темы, посередине строки. После слова План не ставится точка. План в сочинении обязателен!
4. План состоит из трёх частей: вступления, основной части, заключения, которые обозначаются римскими цифрами.
После римских цифр ни точка, ни скобка не ставится. Основная часть должна быть развёрнута, то есть содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без скобок), после которых ставится точка (например: 2.1., 2.2.).
Пункты основной части (один, два или все) также могут быть развёрнуты, то есть иметь подпункты, обозначенные буквами, после которых ставится скобка (не менее двух подпунктов). Если сочинение большое по объёму, то развёрнутыми в плане могут быть и вступление, и заключение.
5. При переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на следующую строку место под римскими, арабскими цифрами, буквами остаётся свободным.
6. После формулировки любой из частей сочинения ставится точка. Следующая формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки препинания и при написании формулировок пунктов основной части, вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты) имеет (имеют) подпункты, то после формулировки такого пункта ставится двоеточие, а после формулировок подпунктов точка с запятой. Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы. После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка следующего пункта или следующей части начинается с заглавной буквы.
7. Формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум информации, которую можно заключить в короткой фразе, поэтому в плане недопустимы формулировки типа «Стихотворение А.Блока «Незнакомка», «Образ Настёны», так как они расплывчаты и представляют собой скорее тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла сочинения, следует сделать формулировки более ёмкими, например «Размышление А.Блока о боли и сострадании в стихотворении «Незнакомка», «Образ Настёны – нравственный идеал повести Г.Распутина «Живи и помни».
8. В формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы инфинитива. Нельзя писать: «А.Пушкин является гордостью не только русского народа, но и всего человечества». Следует сформулировать пункт плана таким образом: «А.Пушкин – гордость не только русского народа, но и всего человечества».
9. Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.
10. Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию автора записать после цитаты и заключить её в скобки.
11. В соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы (части и пункты).
12. Сочинение пишется после плана с красной строки.
13. Даты в сочинении следует писать цифрами: век – римскими, год, число – арабскими, любые другие числительные рекомендуется писать прописью. Записывать век арабскими цифрами не следует, хотя такая запись не является поводом для снижения отметки за сочинение.
14. При оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными правилами, изложенными в учебнике русского языка. Поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка, записываются посередине листа и без кавычек.
15. Сочинение должно быть написано аккуратно разборчиво.
Основные требования к сочинениям
1. Содержание сочинения должно соответствовать теме.
2. Полнота раскрытия темы является одним из основных критериев оценки сочинения.
3. Основная мысль сочинения должна прослеживаться во всех его частях.
4. Части сочинения должны быть соразмерны, то есть вступление и заключение, вместе взятые, не должны превышать ¼ части работы.
5. План в сочинении обязателен, его отсутствие является поводом для снижения оценки за содержание работы.
6. Преимуществом работы следует считать умение автора сопоставлять героев разных произведений, проводить аналогии, использовать в сочинении цитаты, привлекать для доказательства своих мыслей фольклорный, литературный и литературоведческий материалы, критические статьи – то есть всё, что демонстрирует широту кругозора, глубину знаний автора сочинений, оригинальность его мышления.
7. Цитаты, использованные в сочинении, должны быть введены таким образом, чтобы был ясен их исток. При этом цитата должна подтверждать или продолжать мысль автора сочинения, а не повторять её.
8. Сочинение должно быть личностным, оригинальным, то есть в нём должна прослеживаться авторская оценка описываемого.
9. Содержание должно излагаться последовательно, логично.
10. Работа должна отличаться стилевым единством и выразительностью речи (при оценке сочинения учитываются богатство словаря и разнообразие языковых конструкций, грамматического строя речи, яркость, образность, живость, эмоциональность в изложении материала).
11. В сочинении не должно быть фактических ошибок, связанных с биографией писателя, историей создания произведения, историческими событиями, героями и т.д.
12. Повторение слов в слово предложений, фраз, абзацев и т.д. из вступительных статей к книгам писателей, критической литературы, учебников, литературоведческих статей недопустимо, если это не цитата, оформленная по всем правилам синтаксиса.
13. Недопустимо списывание сочинения из тех сборников, которых так много издаётся в последнее время.
14. Эпиграф к сочинению желателен, но не обязателен.
Нормы оценки сочинений
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота и глубина раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность, логичность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитываются:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.
Объём сочинения:
9 класс – 3-4 страницы;
ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ
Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.
Эссе– это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.
Целью написания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.
Задачи:
1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.
2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.
3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.
4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.
5. Показать разнообразие словарного запаса.
Отличительные признаки эссе:
- прозаическое произведение;
- небольшой объем;
- субъективные впечатления и размышления автора;
- композиционная цельность;
- образность и цитирование.
В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении».
Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю.
Существует несколько видов эссе.
По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.
Обязательные компоненты эссе:
· осмысление предложенной темы
· выделение проблемы
· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)
· аргументация авторской позиции
· авторская оценка темы и выбранной проблемы
Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.
· Осмысление темы
Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.
· Выделение проблемы
Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.
· Формулирование идеи эссе
Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.
· Аргументация Тезис (тезисы) требует аргументации.
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников. Аргументы должны быть вескими и убедительными.
· Авторская оценка темы и выбранной проблемы
Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.
Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.
Рекомендации для учащихся по работе над эссе:
Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний. Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.
В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).
Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения
Эссе | Сочинение | |
Определение | разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана | творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций |
Цель | побудить читателей к размышлению, вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное благодаря убедительности и яркости изложения | развить навыки устной и письменной речи, связанные с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы |
Способ раскрытия темы | субъективная авторская позиция | объективный анализ |
Композиция | свободная | структурированная |
Существует несколько видов эссе.
По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.
Обязательные компоненты эссе:
· осмысление предложенной темы
· выделение проблемы
· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)
· аргументация авторской позиции
· авторская оценка темы и выбранной проблемы
Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.
Ø Осмысление темы
Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.
Ø Выделение проблемы
Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.
Ø Формулирование идеи эссе
Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.
Ø Аргументация
Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников.
Аргументы должны быть вескими и убедительными.
Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы
Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.
Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.
Рекомендации для учащихся по работе над эссе:
Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.
Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.
Вводная часть
· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.
· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.
Основная часть
· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.
· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.
· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.
Заключение
· В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги.
· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).
· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.
Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.
Форма проведения эссе.На написание эссе по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.
Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.
II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ
Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.
Таблица 2 – Критерии оценивания содержания эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла | убедительное осмысление предложенной темы | |
эссе не соответствует основной теме | ||
выделение проблемы | ||
неверно выделена проблема или проблема не обозначена | ||
Аргументация 3 балла | наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе | |
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения | ||
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
наличие индивидуальной позиции автора | ||
отсутствие индивидуальной позиции автора | ||
Композиционная цельность и логичность 3 балла | наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается | |
нарушена композиционная цельность | ||
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному | ||
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики | ||
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов | ||
не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход | ||
Речевая культура 2 балла | использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур | |
однообразие грамматического строя речи, бедный словарь | ||
эмоциональность, живость речи | ||
низкое качество речи | ||
Максимальный балл |
Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку
Балл | Оценка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |
Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Орфография 3 балла | орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка | |
допущено 1-2 ошибки | ||
допущено 3-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Пунктуация 3 балла | пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено 4-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Соблюдение грамматических норм 2 балла | грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено более 4 ошибок | ||
Соблюдение речевых и стилистических норм 2 балла | стилистических и речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2 - 3 ошибки | ||
допущено более 3 ошибок | ||
Максимальный балл |
Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку
Балл | Оценка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |
III ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭССЕ С КОММЕНТАРИЯМИ
Счастье и …сила
Люди хотят быть счастливыми и сильными. Это их естественная потребность. Но что значит быть счастливым и сильным? Есть ли
какая-то связь между счастьем и силой? Можно ли быть счастливым без силы? Что есть сила? Какая сила делает человека счастливым?
Сильный человек, по-моему, умеет встретиться с превратностями, бедами судьбы лицом к лицу и не