IV часть. Аттестация учителей русского языка и литературы на высшую категорию.

1 этап. Годичные курсы повышения квалификации (100 – 150 часов) за последние пять лет.

2 этап. Районная аттестационная комиссия по русскому языку и литературе определяет результативность работы учителя, аттестуемого на высшую категорию (открытый урок, внеклассная работа, результативность экзаменов за последние три года, контрольные работы, участие в работе творческих групп и т. д.).

3 этап. Предметная комиссия по русскому языку и литературе ЛОИРО по письменной работе, в которой обобщён личный опыт учителя, определяет его профессионализм.

Прилагаются следующие документы:

· аттестационная карта – 1 экземпляр;

· аттестационный лист – 2 экземпляра;

· ходатайство образовательного учреждения и района в произвольной форме.

В определение педагогического мастерства учителя высшей категории входят следующие критерии:

· Дифференцированный подход в обучении.

· Обеспечение преемственности в образовании.

· Творческий характер методов обучения с учётом психологических особенностей детей.

· Помощь учителя в преодолении проблем ученика.

· Высокая работоспособность ученика за счёт методики, знания учителем дидактики и выполнения норм охраны здоровья учащегося.

· Способность учителя к самообразованию.

Показатель эффективности работы учителя:

· Объём и качество знаний на уроке.

· Практические умения и навыки учащегося.

· Интеллектуальное развитие ребёнка.

· Умение ученика применять теорию на практике.

Требования к сценарию (конспекту) урока.

В сценарии (конспекте) урока должны быть отражены следующие вопросы:

· учебные цели и задачи урока (формирование практических умений и навыков учащихся, развитие мышления, памяти, внимания);

· способы измерения достижения планируемых результатов обучения (образцы заданий, вопросов, карточек и др.);

· хронология каждого этапа урока, обоснование структуры урока;

· содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе;

· ведущие виды деятельности;

· диагностика начального состояния тех умений, которые будут формироваться в ходе урока;

· методы и формы получения обратной информации о ходе усвоения нового материала (образцы вопросов, заданий, методика их применения);

· деятельность учителя и ученика на разных этапах формирования и усвоения ориентировочной основы;

· мотивация деятельности школьников на каждом этапе урока;

· приёмы управления вниманием школьников;

· типичные затруднения школьников при усвоении материала (причины этих затруднений, необходимые воздействия для их ликвидации);

· типичные ошибки, образцы корректирующих упражнений;

· приёмы работы с учебником, со справочной литературой;

· формы и способы коммуникации учащихся на уроке.

Примерная схема описания опытно-методической работы учителя русского языка и литературы.

1. Теоретическая часть.
· Обоснование выбора темы. Программы и УМК, по которым работает учитель (по предметам и по каждому классу). Анализ разработанной темы в программах, учебниках, методической литературе.
· Целевое назначение (установка на конечный результат): а) чему учить; б) какие умения сформировать; в) установки на общее, интеллектуальное, речевое, нравственное развитие.
· Содержательная характеристика курса, темы (соответствие стандарту, углубление, профильность, коррекция, аспекты, акценты – если есть).
· Основные формы занятий (традиционные, нетрадиционные, дифференцированные, внеклассные – если есть).
· Наиболее эффективные методы работы с учащимися (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские и пр.).
· Система заданий, задач и упражнений: а) задачи и задания, решаемые по образцу, по аналогии; б) частично-поисковые и исследовательские задания; в) творческие задания – на восприятие, воспроизведение и создание текста, культура речи.
· Формы контроля и диагностика обученности.
· Результативность.
2. Практическая часть. Приложения. В зависимости от выбранной темы это могут быть:
· система уроков по теме (не менее 4 уроков с самоанализом или один видеоурок с комментарием и самоанализом);
· система развивающих упражнений;
· материалы для контроля, диагностики, экзаменов;
· опорные схемы, конспекты, таблицы;
· дидактические материалы для индивидуальной или групповой работы;
· творческие работы учащихся;
· материалы по диагностике;
· сценарии внеклассных мероприятий;
· рабочие тетради (одна по русскому языку по развитию речи, вторая по литературе).
3. Библиография.

V часть. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку и литературе. 5 – 11 кл.

Цели обучения.

Цели обучения триедины.

Познавательный аспект Воспитательный аспект Развивающий аспект
Научить ученика добывать знания (полные, глубокие, осознанные, систематичные, системные, гибкие, оперативные, прочные). Формировать навыки (точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые до автоматизма). Формировать умения (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности). Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. Качества личности (нравственные, трудовые, эстетические, патриотические, экологические и др.). Воспитывать и развивать у учащихся гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, честность, чувство долга, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам … Формировать на уроке гуманные отношения. Бережное отношение к имуществу школы, учебным пособиям. Добросовестное отношение ученика к труду (ответственное выполнение домашних заданий, подготовка рабочего места, дисциплинированность и собранность, усердие). Любовь к Родине, гордость за её успехи; желание достичь успехов в собственном развитии, чтобы принести пользу Родине. Развитие речи – показатель интеллектуального и общего развития ученика. Развитие мышления: учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы – овладение этими методами и означает умение мыслить. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы.

Наши рекомендации