Стилистическая фигура как прием обеспечения выразительности и действенности речи
Стилистические (или риторические) фигуры — особые синтаксические построения, используемые для усиления образно-выразительной функции речи.
Анафора (единоначатие) — повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Лексическая анафора:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…(Лермонтов)
Могут повторяться однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора):
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей(Светлов).
Эпифора (концовка) — повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач).
Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был явств, там гроб стоит (Державин).
Часто антитеза строится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Оксюморон (греч.«остроумно-глупое») — стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.
Градация — стилистическая фигура, заключ. в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (Чехов) (восходящая градация).
Нисходящая градация: «Не сломлюсь, не дрогну, не устану»
Инверсия — стилистическая фигура, заключ. в расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок для усиления выразительности речи: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тургенев). Руку мне подал на прощанье (Чехов). Ведь он друг был мне (Л.Толстой).
Эллипсис — пропуск какого-либо подазумеваемого члена предложения: Мужики — за топоры (А.Толстой). Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.
Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном: Что подумали? Что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства…На них можно только указать — и пройти мимо (Тургенев).
Риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Некрасов).
Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.
Риторический вопрос — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а с целью привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (Пушкин).
Многосоюзие (полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Гоголь).
Бессоюзие (асиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины: Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Пушкин). Бессоюзное перечисление предметных названий используется для создания впечатления быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри […] (пушкин).