Тема № 9: Стиль художественной литературы. Средства выразительности в художественном стиле. Выразительность речи. Богатство речи

Цель занятия:сформировать у будущих специалистов понятие о стиле художественной литературы и о средствах выразительности, присущих этому стилю речи.

Основные вопросы

1. Особенности стиля художественной литературы.

2. Средства выразительности в художественном стиле.

3. Выразительности речи. Богатство речи.

СРСП № 9

Задание: конспект таблицы «Средства выразительности в художественном стиле», выписать предложенные тропы, фигуры речи в словарь, дать их толкование, стр. 392 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005

Методические рекомендации:при изучении темы "Средства художественной выразительности" и выполнении заданий следует обратить особенное внимание на определения приведенных понятий. Необходимо не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть. Это оградит от практических ошибок: твердо зная о том, что прием сравнения имеет строгие формальные признаки (см. теорию по теме), Вы не перепутаете этот прием с рядом других художественных приемах, также строящихся на сопоставлении нескольких объектов, но не являющихся сравнением.

Форма отчетности: письменный ответ.

Срок предоставления: 9, 10 неделя.

Тема № 10: Научный стиль и его особенности.

Цели: Дать понятие о научном стиле речи; определить его отличие среди других стилей речи, сферу применения и характерные особенности.

СРСП № 10

Основные вопросы.

1. Общее понятие о научном стиле речи.

2. Условия функционирования научной речи.

3. Характерные черты научного стиля.

Задание:

1. Беседа-полилог о научном стиле, составление микротекстов на заданную научную тему, кратких сообщений в форме монолога с использованием языковых средств, свойственных научному стилю.

2. Сочинение на тему «Актуальность моей профессии».

3. Выполнение заданий 27, 28, 29, 30, стр. 399-400 Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005

Задание 27. Прочитайте следующую рубрику. Сколько информации, содержится в ней? Что общего в них?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

…, что мысль (чувство, переживание) может «пойти в слова» лишь в том случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой речевого общения и, разумеется, культурой мысли. Очевидно, в этом ключе надо понимать слово «избранные», которым только и дано, по выражению Достоевского, «благородное страдание». Эти требования предъявляются не только к таким формам, как литературное творчество, но и к самому обычному (содержательному, конечно), разговору.

…, что плохо выраженная мысль - это не только леность речевых усилий, но и леность мысли или неумение мыслить. Неумение именовать предметы 一 это и незнание их. А без этого «глохнет» не только самый обычный разговор, но не может существовать и поэзия.

…, что большой ущерб общению наносит клишированная, штампованная речь, достигающая предела допустимости в жаргоне.

***

Задание 28. Какова основная мысль данной рубрики? Мотивируйте свой ответ.

Задание 29. Опираясь на текст рубрики, закончите предложения.

Культура речи отражает (что?)...

Чётко сформулированная мысль является (чем?) ...

Человек обладает (чем ?)...

Задание 30. Используя клише (см. Приложение), подготовьте сообщение на тему «Моя специальность».

Методические рекомендации:перед беседой-полилогом о научном стиле речи, студенты должны подготовить разнообразные доклады о научном стиле речи. Сочинение на тему «Актуальность моей профессии» студенты пишут в тетради для СРСП, используя синтаксические конструкции, присущие научному стилю речи.

Форма отчетности: устная и письменная.

Сроки предоставления:10, 11 неделя.

Тема № 11: Лексика научного стиля речи.

Цели: ознакомить с лексикой научного стиля речи, научить делать анализ лексики научного текста.

Основные вопросы

1. Особенности лексики научного стиля.

2. Основные пласты лексики научного стиля.

СРСП № 11

Задание:

1. Дискуссия с использованием научной лексики. Формулирование научных тем и проблем с использованием специальной лексики. Составление текстов по опорным словам, относящимся к научной лексике.

2. Задания № 12, 13, 14, 15 16, 17, 18, 19 20, 21, 22, 23 стр. 404-405, Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005

3. Подобрать текст по своей специальности и сделать анализ лексического состава текста с выделением основных пластов научной речи.

Задание 12. Прочитайте следующую рубрику. Сколько информации содержится в ней? Какая обшая мысль объединяет их?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

…,что на свете существует свыше двух тысяч языков. Точно учесть количество пока не удается. В глубочайшей древности их было меньше, но потом народы, расселяясь по миру, разделились, забывали и изменяли язык предков. Из одного языка получалось два, потом несколько. Есть поэтому языки-родичи, они произошли от общих предков, как, например, русский, украинский и белорусский языки.

…, что есть могучие языки, на которых говорит великое множество людей. Китайским языком пользуется почти одна пятая всего человечества. Двести семьдесят миллионов говорят по-английски, сто пятьдесят - на двух языках Индии: хинди и урду, сто тридцать миллионов - по-русски... Это 一 языки-гиганты.

...,что существуют и языки-лилипуты. Вот, например, языком народа манси в 1927 году владело всего шесть тысяч триста человек. Такое количество людей можно поселить в двух больших городских домах. Но в Индии, в Южной и Северной Америке есть языки, перед которыми даже мансийский язык кажется могучим великаном: на языке андро, одном из индейских, сорок лет назад умел говорить лишь один старик. Это значило, что народ этого старика вымер, умрет он, и язык останется только в записи ученых.

…,ч то на языке одного вымершего индейского племени мог произнести несколько слов только попугай, принадлежавший некогда его вождю. Эти слова и записали языковеды, чтобы иметь об исчезнувшем языке хоть какое-нибудь представление.

(По сборнику «Что такое? Кто такой?») .

Задание 13. Ответьте на вопросы.

1.Чем объясняется наличие меньшего количества языков в древности?

2. По какому принципу различают могучие языки и языки-лилипуты?

3. Какие языки называют «живыми», а какие 一 «мертвыми»?

4. Как вы думаете, каким образом ученые изучают мертвые языки?

5. Можно ли считать, что одни языки имеют преимущество перед другими?

Задание 14. Опираясь на толковые словари русского языка, объясните значение слов.

Могущественный, подводить, поколение, потомок, изобрести, способствовать. подобный, искусный.

Задание 15. К подчеркнутым словам (в зад.1) подберите синонимы.

Задание 16. Объясните значение словосочетаний.

Материальные ценности, культурные ценности, каменные глыбы, неприступные скалы.

Задание 17. С данными (в зад.16) словосочетаниями составьте три простых осложненных оборотами предложения (сравнительным, причастным и деепричастным).

Задание 18. Прочитайте текст. Предложите свои варианты названия текста и мотивируйте.

НАЧАЛО ПУТИ

Еще в четвёртом тысячелетии до нашей эры в стране пирамид, в Египте, возникла писменность.

Древнегреческий философ Платон назвал память «великой и могущественной богиней». По мере накопления опыта и знаний эта «богиня» все чаше и чаше подводила людей. И они поняли: чтобы закрепить опыт поколений, сделать человеческую память, мысль бессмертной, сохранить для потомков материальные и культурные ценности, надо изобрести другую, более могущественную «богиню», сильнее человеческой памяти. И они изобрели письменность, а с ней - и книгу.

Письмо помогло людям общаться друг с другом, облегчало труд, сохраняло накопленный опыт, способствовало расширению торговли. Первые письмена, которые древние стремились донести до будущих поколений, они высекали на неприступных скалах, на каменных глыбах и плитах. Многие египетские храмы и гробницы сохранили следы подобных записей. В бывшей столице Египта Фивах хранится такая каменная «книга» 一 одна из самых больших книг в мире. Её «страницы» достигают в ширину сорока метров.

Это летопись побед египетских царей. Она высечена на стенах храма фараона Рамсеса II искусными египетскими мастерами более 3000 лет назад.

(По M. М. Копыленко ).

Задание 19. Охарактеризуйте лексику второго абзаца текста (общеупотребительная общенаучная, терминологическая).

Задание 20. Разделите текст на композиционные части (введение, основная часть и заключение), озаглавьте их и запишите.

Задание 21.Сформулируйте вопросы к каждому абзацу текста. Помните, что каждое предложение абзаца должно частично отвечать на поставленный вопрос.

Задание 22. Опираясь на синтаксические конструкции сравнения, сопоставления, сформулируйте отличительные свойства человеческой памяти и письменного текста.

Задание 23. Опираясь на составленный вами композиционный план (в зад.20), перескажите текст.

Методические рекомендации: перед выполнением заданий внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Перед проведением дискуссии нужно сформулировать научную проблему по специальности. Дискуссию проводить с использованием специальных терминов.

Тексты подбираются по своей специальности объемом не более 0,5 страницы.

Форма отчетности: устная и письменная.

Сроки предоставления: 12-13 неделя.

Наши рекомендации