ФИГУРЫ РЕЧИ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) (Обороты речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности)

Подготовка к ЕГЭ В8

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТРОПЫ (Обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности)

Гипербола-cредство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять. Слёзы текут в три ручья.

Литота-cредство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов); мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

Метафора -cкрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)

Метонимия -употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основыании внешней или внутренней связи между ними

- предмет и материал, из которого предмет сделан: Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)

- между содержимым и содержащим: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Крылов)

- между действием и орудием этого действия: Перо его местью дышит. (А.Толстой)

- между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (Пушкин) Люблю Гоголя пречитывать заново.

- между местом и людьми, находящимися на этом месте: Вскоре весь лагерь уже спал.

Олицетворение-изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?(Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин)

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало. (Пушкин)

Сравнение-оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений(всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора…(Л.Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)

Эпитет-образное, необычное, неожиданное определение, его смысл требует пояснения.(подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин)

А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!

Душу гложет чёрная тоска.

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

ФИГУРЫ РЕЧИ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) (Обороты речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности)

Анафора-единоначатие – т.е. повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворной строфы (а также звуков или частей слова)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид. (Пушкин)

Антитеза-приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто используются антонимы.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

Градация-расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.

Не жалею, не зову, не плачу…

Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз её хлынул ливень.

Инверсия-необычный порядок слов в предложении (нарушение общеграмматической последовательности речи)

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)

Вспоминается мне ранняя погожая осень. (Мне вспоминается ранняя погожая осень)

Лексический повтор-намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Казалось, всё в природе уснуло: спала, трава, спали деревья, спали облака.

Риторический вопрос, восклицание, обращениеусиливают эмоциональное восприятие. Вопрос, который не требует ответа.

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?

Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Ряды однородных членов

Однородные члены предложения (с союзами или без союзов).

Были это весёлые, сильные и смелые люди.

Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет.

Парцелляция-особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая.

Случилось это давно. Очень давно.

Флёров всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Синтаксический параллелизм-приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)

Оксюморон -сочетание противоположных по значению слов.

горькая радость

звонкая тишина

горячий снег

живой труп

мертвые души

Наши рекомендации