Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

1. эллипсис 2. градация 3. антитеза 4. анафора

7. Условия, в которых происходит речевое общение, - это речевая
(-ое)

1.деятельность 2. взаимодействие 3. ситуация 4. событие

8. К жанру академического красноречия не относится ...

a) лекция вузовская, школьная;

b) приветственное слово;

c) научный доклад;

d) научный обзор;

e) научное сообщение;

f) научно-популярная лекция;

g) агитаторское выступление

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. d, e 2. b, g 3. а, g 4. b, е

9.Определите способ изложения материала в тексте:

Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане - движение, температурный режим вод, - являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. квт. ч. Главное богатство Мирового океана - его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. т., чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана - это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.

1. концентрический 2. дедуктивный 3. ступенчатый
4. индуктивный

10. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений:

А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич.

Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков.

В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной.

Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

1. Г, А, Б, В, параллельная 2. В, Б, А, Г, последовательная

3. В, Г, А, Б, параллельная 4. Б, Г, В, А, последовательная

11 Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.) Заявление подано от...

1. Константина Живаго (Живаго)

2. Натальи Седых (Седых)

3. Антонины Венда (Венда)

4. Олега Мицкевич (Мицкевич)

12. Чтобы предприятие выделило Вам льготную путевку в пансионат, Вы напишете...

1. резюме 2. автобиографию 3. заявление 4. объяснительную записку

13. Найдите ряд слов с неправильным сокращением:

1. и т. д. (и так далее), млд. (миллиард), инж. (инженер), проф. (профессор),

2. млн. (миллион), и. о. (исполняющий обязанности), академ. (академик), зав. (заведующий),

3. с-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), пом. (помощник), тыс. (тысяча)

14. Определите, что не является визуальной (зрительной) рекламой:

1. фотореклама 2. печатная 3. радиореклама 4. световая

15. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:

1. Я могу этого добиться... 2. Я считаю... 3. Это невозможно.4. Вы не находите, что...

16. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета. Первыми приветствуют:

    1. младшие по возрасту - старших
    2. член делегации - ее руководителя
    3. младший по должности - старшего
    4. женщина – мужчину

17. В системе русского литературного языка отсутствует _____________ уровень:

1. грамматический 2. стилистический

3. фонетический 4. лексико-семантический

18. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «релятивный», «пролонгировать»?

1. толковым словарем русского языка 2. орфоэпическим словарем 3. орфографическим словарем 4. этимологическим словарем

19. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1. ходатайствовать, шофер, донельзя 2. ножны, планер, некролог
3. туфля, юродивый, безудержный 4. отгул, озимые, реквием

20. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера?

1. гри[п], орхи[дэ]я, а[ф'э]ра 2. гри[п], орхи[д'э]я, а[фэ]ра

3. гри[пп], орхи[д'э]я, а[фэ]ра 4. гри[п], орхи[дэ]я, а[ф'о]ра

21. Укажите, в каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой:

1. живой труп 2. очевидное-невероятное 3. отменный негодяй 4. экспонаты выставки

22. Укажите, в каких случаях паронимы дружеский - дружественный употреблены правильно:

1. Дед Шукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.

2. Чувствуя большое, дружественное внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.

3. Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре.

4. Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти неприветлив.

23. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:Маша - большая сластена:

1. средний 2. женский 3. общий 4. мужской

24. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.

2. Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

3. На Венере день и ночь продолжаются по ста семнадцати земных суток, то есть более чем по восемьсот часов.

25. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота:

1. Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.

2. Книги Коэльо я могу читать, открыв на любой странице.

3. Студенты, выполняя задание, обращались к Интернету.

4. Спускаясь из окна ночью, его могут увидеть часовые.

26. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква А:

1. заг...рать, прик…саться, ср…внение,

2. ог...рок выг…рки, попл...вок, р...стение, сл…гаемое

3. доск...кать, изл…жение, з...ря, тв…рить

4. Р…стислав, откл…няться, уг...реть, пол...г

27.Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми:

1.Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

2. И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

3. В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.

4. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

28. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1. (не) считая, (не) солоно хлебавши, (не) вежа

2. (не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье

3. (не) взрачный, (не) рад встрече, пресс-релиз (не) отправлен

4. (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить

29.Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.

2. Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3. У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.

4. Он прошел в горячих точках огонь, и воду.

30. Речевая ошибка допущена в предложении...

1.Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

2. Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.

3. У Владимира шел пот градом.

4. И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов - student2.ru КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №8

Ораторское искусство

1. Продолжите фразу замечательного греческого софиста Горгия: «Слово есть великий…»

1. учитель 2. немой 3. властелин 4. артист

2. Риторика - это:

1. теория красноречия

2. учение о стилях речи

3. наука об ораторском искусстве

4. нормы употребления языка

5. все определения верны.

6. верны только определения 1,3

3. Тезис – это:

1. доказательство положения

2. мысль, которую нужно доказать

3. призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза

4. Античный риторический канон включал в себя:

1.инвенцию, диспозицию, элокуцию, запоминание, произнесение

2.просодию, инвенцию, диспозицию, элокуцию, запоминание

3.докоммуникативную фазу, коммуникативную фазу, посткоммуникативную фазу

5. Цель оратора, по мнению Сократа:

1.силой красноречия убедить публику в чем угодно

2.раскрытие истины

3.воспитание нравов

6. Топ «род и вид» отражает:

1. закон человеческой мысли от общего к частному

2. причинно-следственные связи

7. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, умышленно ложное построение –

1.метафора 2. софизм 3. жаргон

8. Ступень античного риторического канона инвенция – это:

1. «нахождение», «изобре­тение»

2. «расположение»

3. «словесное оформление мысли», «собственно красноречие»

9. Аргумент к авторитету чаще всего проявляется:1. в научной речи 2. в судебной речи 3. в митинговой речи

10. Риторические фигуры повтор и анафора –

1. приемы изложения и виды связи речи

2. виды аргументов

3. этикетные формулы

11. Топика – это:

1. совокупность «общих мест» и способы их применения на этапе инвенции

2. доказательство положения

3. мысль, которую нужно доказать

4. призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза

12. Какой топ НЕ использовал Платон в данном отрывке из диалога «Федр»: «Эрот—это великий бог, которым люди и боги восхищаются по многим причинам, не в последнюю очередь из-за его происхождения: ведь почетно быть древнейшим богом»?

1. «целое и часть» 2. «определение» 3. «обстоятельства»

13. Интонация включает:

1. мелодику 2. темп 3. паузы 4. логические ударения
5. все перечисленное

14. Знаменитый римский оратор, автор сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления":

1. Аристотель 2. Платон 3. Цицерон 4. Квинтилиан 5. Демосфен

15. Русский юрист и общественный деятель, член Государственного совета, один из наиболее выдающихся судебных ораторов

1. М. Ломоносов 2. С. Булгаков 3. А. Кони 4. протопоп Аввакум

16. Виды судебного красноречия:

1. лекция, научный доклад, научный обзор

2. прокурорская речь, адвокатская речь, научный обзор

3. парламентская речь, научный доклад, научный обзор, научно - популярная лекция

4. прокурорская речь, адвокатская речь.

17. Фигуры речи – это:

1. упражнения в произношении

2. особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается экспрессивность речи

18. Градация – это:

1. постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества

2. оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении

19. В современной теории коммуникации выдвигают два основных принципа любого общения. Это:

1. принцип кооперации и принцип неприкосновенности

2. принцип кооперации и принцип вежливости

3. слоговой принцип и принцип кооперации

20. Принцип вежливости Дж. Лича состоит из следующих максим:

1. максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии

2. максима количества, максима качества, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии

21. Одна из максим Дж. Лича, которая предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи:

1. максима такта

2. максима великодушия

3. максима одобрения

4. максима скромности

5. максима согласия

6. максима симпатии

22. Максима неприятия похвал в свой адрес (принцип вежливости Дж. Лича) – это:

1. максима такта

2. максима великодушия

3. максима одобрения

4. максима скромности

5. максима согласия

6. максима симпатии

23. Категории принципа кооперации Г.П. Грайса – это:

1.симпатия, такт, вежливость, количество

2. количество, качество, отношение, способ

3. правильность и уместность речи

4. рефлексивное слушание и нерефлексивное слушание.

24. Какой риторический синтаксический прием использовал
А.С. Пушкин в строках: Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам

1. риторический вопрос 2. эпифора 3. антитеза 4. период

25. Какое слово пропущено в цитате М.Ломоносова: «Красноречие есть _________ о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»:

1. наука 2. ремесло 3. искусство 4. необходимость.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №9

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов - student2.ru Функциональная стилистика

1. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка различаются:

1. по роли, которую язык играет в каждом конкретном случае

2. по гендерному признаку

3. на основе их происхождения

2. Различие между стилями заметнее всего проявляется:

1. в синтаксисе 2. фонетике 3. лексике 4. морфологии

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Ну, подумай, подумай... Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть... Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше... Деньги-то небосьнужны, семью кормить...

- Да нужны конечно... Но страшновато...

- А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный, честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну в принципе- что, договорились?

- Да я...

- Я понимаю... Нов принципе,значит, договорились.Слушай, а чего резину тянуть?Принимай цехс понедельника!

- Как, прямо с понедельника?

- Конечно! Анечка,подготовь мне проект приказа — Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль,я на тебя надеюсь! Не подведи!

1. просторечные 2. жаргонные 3. разговорные

4. Найдите неверное утверждение:

1. Стили – разновидности языка.

2. Для книжного типа речи характерна монологическая речь.

3. Книжный тип речи включает 4 стиля речи: научный, официально- деловой, публицистический, стиль художественной литературы

4. Очерк – жанр официально-делового стиля.

5. Какого стиля речи не существует в литературном языке:

1. публицистический

2. научный

3. жаргонный

4. разговорный


Наши рекомендации