Дение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голо-

Са, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамма-

Тического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи

(изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и

Синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие

диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (раз-

Говорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения

Детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, разви-

Вать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в

разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому,

Объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести

Себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогичес-

Кой речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы

Общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пере-

сказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,

обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе

С детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения опреде-

Ляются существующими связями между различными единицами языка.

Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы

Ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы,

Употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В

Связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование

Словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются

Все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных

Речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает пред-

Посылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах

Деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование,

Лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятель-

Ности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым

Видом работы по развитию речи является чтение художественной лите-

ратуры. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных

Богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей

С ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизнен-

Ный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей

В раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событи-

Ями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение

Художественной литературы имеет коррекционную направленность, так

Как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой

Способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный

уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени его доступности и близос-

ти содержания жизненному опыту детей;

• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей

Близких к содержанию литературных произведений и проводить заклю-

Чительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмыс-

ления причинно-следственной зависимости;

• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

• организовывать драматизации, инсценировки;

• демонстрировать действия по конструктивной картине с примене-

нием подвижных фигур;

• проводить словарную работу;

• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с

Учетом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями

речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);

• предлагать детям отвечать на вопросы;

• предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к

Прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданно-

Му началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного

Произведения.

Наши рекомендации