Вопрос 14. первый петербургский период в творчестве а.с. пушкина. вольнолюбивая лирика и эпиграммы пушкина.
Второй период тв-ва поэта (осень 1817 — весна 1820) . Пушкин после окончания лицея живет в Петербурге, сближается с декабристами, испытывая влияние их идей, явл.членом многих лит.обществ, создает политическую лирику, выражающую идеи Союза Благоденствия «Ода «Вольность», «К Н.Я. Плюсковой», «К Чаадаеву», «Деревня»), работает над поэмой «Руслан и Людмила», в которой намечаются принципы пов-я, позже проявившиеся в романе «Евгений Онегин».
В этот период П. живёт в Петербурге. П. сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Крепнет его дружба с Чаадаевым. Он общается с либералистом Тургеневым, атеистом и «якобинцем» Кривцовым, республиканцем Якушкиным, умным и пылким Никитой Муравьёвым и др. деятелями декабристского движения, станов-ся уч-ком кружка «Зелёная лампа». Быстро развивается поэтический гений П. Старшие друзья с восхищением следили за разв-ем таланта. В пушк. Поэзии этих лет продолжают развиваться темы лицейского периода, связанные с прославлением веселья и наслаждения жизнью. Вместе с тем усиливаются элегические мотивы, носящие предромантический характер. Лирика 1817-1820 – лирика гражданская. Политич. Лирика П. выражает идеалы декабристов, но П. декабристом НЕ БЫЛ! Ода «Вольность»1817 г. Тут П. не призывает к революционному низвержению самодержавия, он осуждает расправу народа с Людовиком 16 во время Фр. БУРЖ. Революции. Но решительно высказывается против деспотзма самовластия и против крепостного рабства. «Послание к Чаадаеву», «Деревня». Использует аллюзию, дидактизм, поэтическую фразеологию. «Деревня» 1819 г. Написана под влиянием поездки в Михайловское. Было опублик. Только в 1870 г. 1 часть – 1825 «Едининение». Стих-е строится на разных устойчивых стилях. Элегический. Но пейзаж объективный. Топографически точный. 2 часть стих-я отделена от 1 графически. 2ч. – образец гражд. Стиля. Фразеология тоже подчинена др. стилю. Двоится и образ героя. Он предст. Как человек ненавидящий рабство. «Друг человечества» - «Друг народа» - газета. К перербургским годам относятся и эпиграммы П. – на Аракчеева, н архимандрита Фотия и др. реакционных деятелей Александровского царствования. В эти годы за П. упрочивается слава первого поэта вольности. Популярность поэта усиливалась его выпадами против самодержавия, политическими анекдотами. П. становится выразителем не только дворянской передовой молодёжи своего времени, но вообще выразителем прогрессивных национальных чаяний, антикрепостнических народных настроений. Алекс. 1 намеревается сослать его на Соловки или в Сибирь. Заступничество Карамзина и Жуковского провело к тому, что Сибирь была заменена ссылкой в Екатеринослав, куда П. отправился в мае 1820г.
ВОПРОС 15 ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА ПЕРИОДА ЮЖНОЙ ССЫЛКИ . ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА ЮЖНОГО ПЕРИОДА: СТИХОТВОРЕНИЯ «ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО…», «УЗНИК», ПОСЛАНИЯ «В.Л. ДАВЫДОВУ», «ЧАПАЕВУ», «ЧААДАЕВУ», «В СТРАНЕ,ГДЕ Я ЗАБЫЛ ТРЕВОГИ ПРЕЖНИХ ЛЕТ…», «СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ…».
Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с пребыванием поэта в южной ссылке. Творчество этих лет шло под знаком романтизма. Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтич.герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы, начало работы над романом «Евгений Онегин».
В южной ссылке П. заканчивает начатую на Кавказе поэму «Кавказский пленник» 1820-1821. Он стремился воссоздать в ней характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет, стремящегося обрести в общении с природой утраченную младость. Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник- друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Вольнолюбивая идея «К.П,» выражена также и в образе черкешенки. Её образ – воплощение любви и самопожертвования. Черкешенка жертвует собой во имя свободы любимого. Она предпочитает расстаться с пленником и погибнуть, чем видеть его в цепях. В отличие от романтических поэм Байрона и от произведений Жук., «К П» лишён нарочитой экзотичности, элементов таинственности в развитии сюжета. Герой поэмы взят из действительности. Сам П. ценил в ней изображение горских нравов, по существу, мало связанное с сюжетом поэмы. В поэме нет глубокого психологического проникновения поэта в облик человека своего времени. П. почувствовал, что его замыслу противоречит избранная им форма романтической поэмы, свободного лирического повествования. Однако на читателей «Кавказский пленник» произвёл неописуемое впечатление и вольнолюбивым пафосом, и новизной красок и стиля.