Вопрос 16. поэмы в творчестве а.с. пушкина 1820-х гг.: «руслан и людмила», южные поэмы. своеобразие романтической поэтики. художественный строй поэм,конфликты,характеры.

Творчество П. петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. Поэмы «Руслан и Людмила». П. работал над ней в течение 3 лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних творческих исканий поэта. «Р.и Л,» - определённый рубеж в развитии русской литературы, русской поэзии начала века, введение в новый период развития русской литературы, ознаменованный торжеством романтизма. Поэма « Р. И Л.» создаётся П. в противоположность старой поэме как в её героическом, так и в ироикомическом духе. Своей поэмой П. вступал в творческое соревнование и с Жук. Как автором волшебно-романтической поэмы «12 спящих дев», написанной в мистическом духе. Интерес П. к древнерусской истории усилился в связи с выходом в 1816 г. Первых 8 томов «Истории Госуд Российского» Карамзина. П. с жадностью прочитал труд Карамзина. ВА поэме «Р и Л» чувствуются отголоски этого чтения, в частности, в изображении борьбы Киева с осаждающими его печенегами. Материалом для поэмы П. послужил сборник «Дрвние российские стихотворения» Кирши Данилова и сборники сказок. Современникам казалось, что в поэе «Р иЛ» воссозданы облик и дух старины. В изображении пира у Влад. Действительно воплощён русский дух – «там Русью пахнет». Все же исторического в поэме очень мало, хотя в ней ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии П. Позднее, когда П. глубоко овладел духом русской старины, им был присоединён к поэме написанный в 1825г. Знаменитый пролог «У лукоморья дуб зелёный», дающий поэтический свод русских сказочных мотивов. По сравнению с волшебным эпосом классицизма поэма «Р и Л» явилась новым шагом в развитии жанра поэмы, примечательно новым, романтическим изображением человека. П. даёт индивидуальные характеристики героям поэмы. В образе Руслана П. стремится воссоздать черты поэмы русского богатыря: смелость, силу, патриотизм. В самих его приключениях использованы былинные мотивы. Все же Руслан слабо напоминает древнерусского богатыря. Людмила – это девушка времен самого П., кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. П. вводит в поэму комический тип Фарлафа, романтические фигуры Рогдая и молодого хана Ратмира. ВЫ поэме фигурируют и сказочные персонажи, олицетвор. Добро «старый Финн) и зло( Наина). Светлое начало жизни побеждает темное и мрачное. Свободное изображение радостей земной любви противостоит ханжеской морали.

Художественно новаторскими достижениями поэмы явились волшебные картины природы, вместо тяжеловесной риторики легкость и изящество стиля, звучный и плавный, необычный для жанра поэмы стих четырёхстопного ямба, богатого и свобода рифмовки. В повествование о приключениях героев включены лирические размышления самого автора. Поэма «Р. иЛ.» заключала в себе все достижения пушк. Поэзии лицейской и петербургской поры – анакре6онтические и элегические мотивы, романтические настроения и раздумья по поводу жизни, интерес к русской народности, разговорному языку и просторечию. П. поэма означала разрушение старой, классицистической поэтики. Вот почему выход поэмы вызвал ожесточенные литературные споры. Ни одно произведение П. не произвело столько шума и криков, как «Р. иЛ.». Нео большинство читателей встретили поэму с восторгом. Восхищённый Жук. Подарил П. свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого учителя». В творческом развитии П. поэма « Р и Л» явилась переходом к романтизму.

ВОПРОС 17. ПОЭМА А.С. ПУШКИНА «ЦЫГАНЫ». ТРАГЕДИЯ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

Последним произведением П. романтического периода была поэма «Ц». Он была начата ещё в Одессе в январе 1824г., а закончена в Михайловском осенью того же года. «Ц» развивают тему «КП». Обе поэмы сближает из главный герой. Подобно кавказскому пленнику, Алеко бежит из «неволи душных городов», где «просят денег да цепей», где «главы пред идолами клонят», «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей». Герой поэмы разочарован в светской жизни, не удовлетворён ею. Он – «отступник света», ему кажется, что счастье он найдёт в простой, патриархальной обстановке, среди свободного народа, не подчиняющегося чуждым ему законам.

Образом Алеко П. защищает свободу личности. Вместе с тем Алеко как романтический герой подвергается и критическому осмыслению. История его любви, вспыхнувшее в нём чувство ревности, убийство цыганки характеризуют героя поэмы как человека эгоистического, который искал свободы от цепей, а сам пытался надеть цепи неволи на другого человека. П. уже перестаёт связывать идею свободы с романтическим героем, который оказывается сам внутренне несвободным, отравленным индивидуалистической психологией. Настроения и искания Алеко – отголосок романтической неудовлетворенности действительностью. Их своеобразие – в руссоистском отрицании просвещения, цивилизации, которая не принесла людям счастья. Но П. полемизирует с Руссо, романтиком Шатобрианом, проводя в поэме мысль о том, что для человека, воспитанного в «неволе душных городов», невозможна патриархальная жизнь на лоне природы, он не может отказаться от того, что воспитано в нем цивилизацией. Это была очень важная идея поэмы. П. ставит человека в определённую зависимость от воспитания, от самой объективной действительности. Романтическая свобода воли сталкивается с некоей закономерностью, против которой человек бессилен, ибо он как личность социально и исторически обусловлен. В свою очередь с утратой свободы не может примириться и Земфира, воспитанная на воле. Цыганы – «дети смиренной вольницы»Ж, Алеко воплощает в себе индивидуалистическое бунтарство. В поэме «Ц» намечается переход П. к реализму: характеристика героев становится более полнокровной, более дифференцированной, связывается с общественной средой. Описанием местных нравов Пушкин мог быть доволен также в большей степени, чем в «К П». В поэме более разработан сюжет и меньшую роль играет лирическая стихия. Драматизм сочетается в «Ц» с эпической повествовательностью. П. слог крепнет. Поэма «ц» означала постепенное преодоление П. субъективизма романтиком, романтической идеализации жизни. Однако сильные стороны прогрессивного романтизма – протест против отрицательных сторон действительности, порывы к будущему, принцип свободы творчества, психологизм, лирический пафос – П. сохранил в своём дальнейшем творческом развитии. Эти особенности романтизма органически вошли в художественный реализм П. Свободная и в то же время четкая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, насыщенные лиризмом описания чувств и переживаний героя, драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия, составляющие содержание поэмы, включенные в поэму посторонние эпизоды — стихи о беззаботной птичке, рассказ об Овидии — все это делает поэму «Цыганы» одним из самых лучших произведений молодого Пушкина. «Цыганы» были напечатаны только в 1827 г, с пометкой на обложке: «Писано в 1824 году».



Наши рекомендации