Вопрос 18. поэзия а.с. пушкина михайловского периода. идейное богатство, тематическое разнообразие,художественное совершенство лирики пушкина.

В Михайловском Пушкин пишет и множество лирических стихотворений. Уже осенью и ранней зимой 1824 г., вскоре после своего приезда, он создает такие лирические пьесы, как «К морю», «Фонтану бахчисарайского дворца», «Ненастный день потух», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с. поэтом», лирико-философский цикл «Подражания Корану» и др. Первые три из названных стихотворений близки между собой и темами, и настроением. Это своеобразные воспоминания о недавнем прошлом: о морской стихии, о ярком полуденном небе, о романтических красках а романтических чувствах. Попав в Михайловское, Пушкин поначалу больше всего живет воспоминаниями, тоскует об утерянном. И только позже, не сразу, познает «сердцем - и уже на всю жизнь - красоту неприметного, поэзию северной природы и простого, неброского быта.

В стихах Михайловского периода много достоинств. В них поэтическое вдохновение, которое точно изливается само собой, Б них сильные слова и мысли, которые приходят к поэту свободно. Так это, например, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом».

В этом лирическом диалоге излагается довольно цельная концепция поведения поэта в современном мире, основанном на торгово-денежных отношениях. При этом Пушкин излагает мысли для себя не новые и давно им проверенные. О своем (отношении к поэтическому труду он писал еще в Одессе в письме к Казначееву. Теперь по существу о том он пишет стихами: «Позвольте просто вам сказать: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать».

Но поэзия его лирического диалога не в этом, и не в этом его главные достоинства. Они больше всего в тех поэтических мыслях и образах, которые только внешне подчинены основному сюжету стихотворения и которые возникают в нем как бы непроизвольно:

Блажен, кто про себя таил

Души высокие созданья

И от людей, как от могил,

Не ждал за чувство воздаянья!

Блажен, кто молча был поэт…

Или:

Зачем поэту

Тревожить сердца тяжкий сон?

Бесплодно память мучит он.

И что ж? какое дело свету?

Я всем чужой. Душа моя

Хранит ли образ незабвенный?

Любви блаженство знал ли я?

Тоскою ль долгой изнуренный,

Таил я слезы в тишине?

Где та была, которой очи, Как небо, улыбались мне?

Вся жизнь, одна ли, две ли ночи?

Одно из самых оригинальных произведений Пушкина Михайловского периода - «Подражания Корану». В своих примечаниях к ним Пушкин писал: «… многие нравственные истины изложены в Коране поэтическим образом». Это впечатления Пушкина от чтения Корана - и это ключ к его замыслу. Пушкина привлекает в Коране прежде всего поэзия мудрости. Для него поэтическая мудрость не только самая впечатляющая, но и самая глубокая.

То, что это мудрость «чужая», восточная, Пушкина не только не отпугивает, но, напротив, привлекает. Для Пушкина все поэтическое и мудрое, из каких источников оно бы ни проистекало, никогда не было чужим. Он был поэтом, и его душа была широка, и он всегда стремился познать и усвоить все духовные богатства мира. В «Подражаниях Корану» Пушкин осваивает новые стилистические пласты и новое содержание. Он стремится постигнуть все возможные прекрасные формы и разные национальные культуры. Таковы основы и таков внутренний источник его мастерских и высоких свободных стилизаций на тему Корана:

Не я ль в день жажды напоил

Тебя пустынными водами?

Не я ль язык твой одарил

Могучей властью над умами?

Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

Этого, впрочем, оказывается достаточно для читателя. И в части языка, и по содержанию Пушкин подражает Корану отнюдь не внешним образом. Он даже и не подражает, он свободно пользуется текстом Корана, свободно выбирает, добавляет свое. Он стремится постигнуть дух подлинника и передать его в соответствии с законами и духом своего собственного языка и собственного сознания. Пушкин осваивает чужое, выражая в чужом свое. Тем самым он делает чужое близким, понятным, нужным - и совсем не чужим.

В период Михайловской ссылки Пушкин пишет много стихотворений на любовную тему. Большинство из них написано в 1825 и 1826 гг. Жанр любовной лирики встречался у Пушкина и в лицейский период, и в петербургский. Как правило, в те годы стихи на тему любви отличались большой долей книжности, вторичности чувства и выражения. Были, правда, и исключения. Это такие лицейские стихи, как «Желание» (1816) и особенно «Певец» (1816) - подлинный шедевр ранней лирики Пушкина.

В период южной ссылки Пушкин создает образцы прекрасной любовной лирики уя^е не как исключение. На его стихах этого жанра теперь лежит печать поэтической зрелости, подлинности. В них ощущается теплота чувства. Таковы стихотворения «Умолкну скоро я…» (1821), «Ночь» (1823), «Простишь ревнивые мечты…» (1823) и т. д. В последнем из названных стихотворений - оно посвящено Амалии Риз-нич - сильно выражены черты психологизма в любовной лирике Пушкина. В нем образ любви - и, представленный во всей сложности и индивидуальной неповторимости, образ любимой. В нем высокие любовные признания - и вместе с тем глубокий анализ любовных переживаний. Стихи о любви, написанные в Михайловском, во многом напоминают стихи на ту же тему южного периода. В них тот же психологизм, та же глубина поэтического исследования любовного чувства.

ВОПРОС 19. ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»,ИЗОБРАЖЕНИЕ «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ НАРОДНОЙ»,ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И КОНФЛИКТ. В.Г. БЕЛИНСКИЙ О «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ».

«Б Г» посвящён историческим событиям конца 16 – начала 17 века, одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материал – «ИГР» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала поездка в Псков в сентябре 1825. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «БГ» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нём картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. В «БГ» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши. Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. П. показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.

Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слёзы. Этим комическим советом П. подчёркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царём. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. П. раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово.

В «БГ» побеждает народ, но он снова оказывается и побеждённым: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого П. Народ сверг во Фр. Старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот. В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «БГ» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов. П. верно изобразил политические отношения той эпохи. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого П. как участники полит борьбы. В уста БГ поэт вкладывает характеристику ода П. как рода мятежного.

Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, П. провозглашает принцип реализма. В создании трагедии П. помогло изучение исторических хроник Шекспира. В «БГ» П. использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было во Казани».

Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Р. Дает рад больших проходных сцен; действие «БГ» растягивается на несколько лет, протекая в самых разнообразных местах.

Вопреки классицистической трагедии в «БГ» трагическое смешано с комическим. П. совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув её в сторону сближения с действительностью.

Наши рекомендации