Вопрос 7. поэзия декабристов. особенности романтической лирики к. рылеева, в. кюхельбекера, а.бестужева, а. одоевского.

Декабризм можно рассматривать как явление политич.истории и, след-но, вести речь об идеол-х взглядах участников “Союза Спасения”, “Союза благоденствия”, о подготовке и ходе вооруженного выступления на Сенат площади 14 декабря 1825 года, о казни, ссылке и т. д. Но декабризм можно рассмотреть и как факт истории рус.культуры: возник-е особенного — “декабристского” — типа ч-ка и лит течение в рус.романтизме.

Едва ли не главной заслугой декабр движения в рус культуре, по мнению Ю.М.Лотмана, явилось создание “особого типа рус ч-ка, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история”. Яркой особ-ю поведения дек-в было то, что в первую очередь они были людьми действия, реального поступка. Готовность к поступку — самая заметная черта в облике декабристов.

Современники замечали разговорчивость декабристов, также они подчёркивали прежде всего резкость, безаппеляционность, решительную прямоту высказываний декабристов. Декабристы намеренно игнорировали “речевые приличия” (в этом особенно отличался Н.Тургенев), они обсуждали такие темы, которые в светской беседе по неписаным правилам считались запретными — помещичья власть, взяточничество, служебный протекционизм и т. п. Речи декабристов были приговором, сами речи их были решительным поступком. Именно это тождество слова и реального поступка явилось яркой особенностью этики декабризма. Для них отменялось различие между устной и письм-й речью. Они говорили выс.книжным — “серьёзным”— языком.

Лит-ра и реал жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реал поведение чел-ка воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщ-е, а ключом к расшифровке этого сообщ-я служили лит-ые сюжеты. Поэтич тв-во декабристов было одним из эл-в их значимого, героич-го поведения. Несмотря на выс-е знач-ие их поэзии для ист-и рус лит-ры, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового для России типа чел-ка — чел-ка, обладающего острым чувством собств достоинства, чел-ка, настроенного на решительные поступки, чел-ка слова и дела.

Революц.романтики вели лит.борьбу на 2 фронта: против реакц-го класс-ма и против консерват-го ром-ма. Вэтой борьбе они выработали собств-ю лит.программу.

Задачи определяли одну из осн-х идей их эстетики: признание большого общ-политич-го знач-я худож.лит-ры. Лит-ра должна стать действенным ср-вом пропаганды передовых общ-х идей, высоких гражд.идеалов. Это означало признание лит-ры орудием измен-я существующих соц-полит-х порядков, орудием борьбы за освобожд-е от деспотизма и крепост-ва.

Служение делу свободы худож-м тв-м поэты-дек-ты рассматривали как свой гражд.долг. Они обосновали идею поэта-гражданина, кот-я стала характерной для передовой рус эстетики.

«Высокость»души была признана необход-м кач-м гражд-на в «Законоположении Союза Благоденствия». Там же утвержд-ся и необх-ть высо-го содерж-я поэзии. Пропагандировались высокие жанры: полит.ода, героич.поэма, гражд.трагедия

Значит.место в романтич.эстетике занимала идея народности лит-ры. Дек-ты выступали за нац-самост-ю, свободную от подражат-ти, обогащенную нар-ми традиц-ми лит-ру. Народность, сближенная в их предст-ии с нац.самобытностью, получала все более демократич.наполнение. Дек-ты выдвигали задачу понять и отразить в иск-ве индивид-ть народа.Удалось создать героич-е или лирич-е образы людей из народа, кот-е передавали народно-нац-ый склад души.

Один из важн-х путей к достиж-ю народности лит-ры поэты-дек видели в обращении писателей к нар.поэзии.Отсюда, преобладали темы общ-героические, нац-освободит-е.

Идея народности лит-ры у революц-х ром-в была выраж-м их патриот-ма.

Важной стороной стил-й манеры декабристов было исп-е в про-х слов-сигналов. С.с. – это определённый поэтич знак, при помощи которого уст-ся взаимоотношение м-у автором и читателем. Слово употребляется всегда в особом, гражданственном подтексте. Н-р, слова « Высокий», « Святой», «священный» подразумевали собой «Гражданский». Так декабристы создают свой поэтич словарь.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его тв-ва заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общ-го человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

ВОПРОС 8. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К.Ф. РЫЛЕЕВА. ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА: «К ВРЕМЕНЩИКУ», «ГРАЖДАНИН». РУССКАЯ ИСТОРИЯ В «ДУМАХ» РЫЛЕЕВА (АНАЛИЗ 2-Х ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ВЫБОРУ). ПУШКИН О «ДУМАХ» РЫЛЕЕВА.

Кондр.Федор.Рылеев родился 18 сент 1795г. в Петербургской губернии. Отец Р. – мелкопоместный дворянин, ч-к вспыльчивый, был деспотичен в отн-ии к семье и крестьянам. О детстве у Р.сохранились безрадостные воспоминания. В возрасте 6-ти лет Р.был отдан в Петерб-ий кадетский корпус. Именно там зарождается у Р.лит-ые интересы. Выпустившись из корпуса прапорщиком, Р. получил возм-ть осущ-ть свою мечту. Он участв-т в загранич.походах рус.армии. В начале 1814 был выпущен в действовавшую против Наполеона армию, прошел вместе со своей частью Германию, Швейцарию и Францию, несколько месяцев провел в оккупированном союзниками Париже. В конце 1818 вышел в отставку как по идеологич-м, так и по матер-м соображениям. В 1820 Р. переехал в Петербург, где служил сначала заседателем Уголовного суда, а затем правителем канцелярии Российско-америк-й торговой компании. Первые лит выступления Р. относятся к 1820, когда в журн. «Невский зритель» появились его эпиграммы, элегии и сатира на Аракчеева «К временщику», доставившая ее автору шумную известность. В 1821—1823 Р. создал цикл «Дум» — баллад на темы русского исторического прошлого, в 1823—1824 написал поэму «Войнаровский», в 1825 — деятельно работал над несколькими поэмами из жизни украинского казачества XVI—XVII вв. («Наливайко», «Хмельницкий», «Палей»). В 1823—1825 вышли в свет три тома альманаха «Полярная звезда», в кот-м Р. (и сотрудничавшему с ним А. Бестужеву) удалось собрать лучшие силы тогдашней поэзии (Жуковский, Пушкин, Баратынский, Дельвиг и др.). «Полярная звезда» имела огром успех у читателей. 1822 в ряды Северного общ-ва. В тайном общ-ве Р. быстро занял главенствующее положение.

Будучи вначале сторонником конституц монархии, Р. позднее сделался убежденным республиканцем, сторонником наделения крестьян землей. После разгрома 14 декабря восстания на Сенатс площади Р. был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 11 июля 1826 он был приговорен к смерт казни четвертованием, замененной повешением. Утром 13 июля этот приговор был приведен в исполнение.

В поэзии Р., как и в его жизни, с исключ-ой силой выразились противоречия, обуревавшие движ-е декабристов. С одной стороны, ей были свойственны безусловно революц-е тенденции, отражающие общий подъем революц-го возбуждения в стране. С другой стороны, для Р. типичны были некоторые иллюзии, реформистские, конституционные. Борьба м-у революц-ми и либер-ми тенденциями идеологии Р. проходит через всю его творч деят-ть. Отдав нек дань легкой поэтике сентим-ой традиции (таковы напр. элегии 1820—1822, отмеченные влиянием Тибулла и Парни), Р. никогда однако не замыкался в узком кругу камерных и интим-х опытов. В его поэзии неизменно жило то «гражданское» содерж-е, тот неизменный интерес к политически-актуальной тематике, которые в конце концов привели его к решительному отказу от традиционнейших тем дворян лирики. В своих посланиях, одах и сатирах Р. явно опирался на Ломоносова и особенно Державина, т. е. на виднейших представителей «гражданского» классицизма, формы и жанры которых считал неизмеримо более адэкватными для своей идеологии, чем камерные и интимные жанры легкой поэзии. «Гражданин» - это клятва борца и обращение к молодому поколению. Стих-е и по стилю и по содерж-ю явл-ся высшей ступенью развития гражд-й лирики Р. В этом стихи Р. обращ-ся к современникам от своего лица, но не как одиночка-индивидуалист, а как представитель декабр-го движения. Его голос звучит уверенно, Р.излагает программу поведения настоящего гражд-на и патриота своего отеч-ва, кот-й должен готовиться к предстоящей борьбе. Это уже не просто вольнолюбивое стих-е, это уже стих-е политич-е, имеющее агитационную силу.

Интерес к истор.и нац.темам свойственен для предром-ма и ром-ма, в декабр-ой поэзии всегда был связан с патриотич идеями гражданственности. У Р.возникает замысел целого цикла стихотв-х рассказов о разных рус.деятелях истории, о боях, подвишах или злодеяниях. Эти рассказы Р.назвал Думами, используя термин, закрепл. в фольклоре.

«Думы» (1821-1823) События охватывают период времени с 10-18 века. У «Дум» было неск-ко источников: 1. Р.сам назвал в кач-ве своего предшеств-ка польского поэта Немцевича. От него Р.заимств.только общую тенденцию и форму дум.Однако в отл-ии от “Истх спевов” Немцевича, к которым были приложены ноты, Р создал про-я не для пения, а для чтения. 2. Рус и украинск.фольклор 3.Книги по истории, истор.рас-зы 4. В выборе своих сюжетов и отчасти в разработке их Р. большей частью шел за Карамзиным, автором «Истории Гос-ва российского».

Каждая дума имеет название. В названии – имя героя. Истории. творит личность, поэтому на нее следует обратить особое внимание. И задачу Р.можно сформулировать так: показать историю России с 10-18 вв в примерах личностей. Таким обр, история выступает как ср-во воспитания граждан

Р изобразил яркие хар-ры нац героев, причем и полож образцы — н-р, Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицат — н-р, Святополк Окаянный. “Думы”, несмотря на разнообразие изображённых в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя. Р.не стрем-ся создать образ эпохи, точно передать речь, мысли героя, он создавал обобщенный образ ПАТРИОТА – борца за свободу родины.

Издавая в 1825 году сборник “Думы”, Р в предисловии указал, что они предназначались для простого народа, а целью автора было “пролить в народ хоть каплю света”. Таким способом Р пытался пробудить нац чувство в холодных душах нового «племени славян».

«Думы» по своей поэтике одновр-но принадлежат и к классицизму и к ром-му;От Классицизма а)дидактизм б)просветит.напр-е, от Романтизма а)особый интерес к истории б)остросюжетное построение в) пр-пы построения хар-в.

В тексте Дум имеется историч.справка.И с текстом она соотнесена по пр-пу Часть-Целое, т.е.в тексте представл-ны не все события, связ-ые с героем, не точная достоверность, а в ист.справке мы можем получит достовер.инф-я о герое, событии и др. Анахронизмы – это несовпадение ист.событий с изображаемыми событиями. Яркий пример анахронизма: в «Думе» «Дмитрий Донской: « За вольность, правду и закон» - просветительская идея, а значит, 18 век, а Дм.Донск.личность 14 века. У Р.нет стремления к подлинности, очень ярки черты субъективизма(романтическое).Т.о. наблюдаем своеобразии «историзма» Р.

«Войнаровский» Рылеева как романтическая поэма.

1823 г – наступление нового периода тв-ва Р. Он начинает работу над поэмой «В»

Учителем Р в этой его поэме был Пушкин: у него Р, по его собственному признанию, учился стихотворному языку.

«В» — поэма из ист-го прошлого Украины. Герой поэмы — племянник Мазепы и ближайший участник в его заговоре против Петра I. После смерти Мазепы Войнаровский бежал за границу, но потом был выдан русскому правительству и сослан в Якутскую область. Время действия поэмы — 30-е годы XVIII века. Историк Миллер, путешествующий по Сибири, встречает вблизи Якутска ссыльного Войнаровского, и тот рассказывает ему о своей жизни, о Мазепе и об участии в заговоре.

Изменника и предателя Мазепу сам Рылеев называл «великим лицемером, скрывающим свои злые намерения под желанием блага к родине». История Войнаровского в изобр-и Р — это история благородного и пылкого молодого человека, искренне поверившего Мазепе и совращенного им на путь измены.

Р наделил своего героя тем же свободолюбием, каким обладал он сам. Поэта прежде всего интересовала возм-ть использ-я избранного им сюжета в целях борьбы с самодержавием. Так же как в «Думах», образ автора сливается в поэме с образом Войнаровского. В речах В мы слышим голос трибуна и гражданина, борющегося за «свободу человека», за его «своб права» против «тяжелого ига самовластья». Как романтик, Рылеев меньше всего интересовался воссозданием подлинного ист-го смысла заговора Мазепы против Петра I. Р идеализировал здесь образ Мазепы и дал его в противоречии с ист правдой.

Р. преодолевает в «В» односторонность дум, он стремится к широте худож.позиции, к правдивости психологич.хар-к. В «В» проявл-ся романтич-й субъективизм Р. «В» - романтическая поэма. Ее центром служит фигура гл.героя. Кроме вступления, описат.ремарки, связывающей 1 и 2 части поэмы, и эпилога, поэма предст.собой исповедь В. Она покоряет мастерством повествования. Но исповедь В. не преврат-сь в подробн.историю событий. В.логически связно, причинно-обусловленно рассказывает о своей жизни, Р.отбирает самые значит-е, вершинные эпизоды. Романтич.ха-р стр-ры поэмы подкрепляют резко антитетичные хар-ры(благородный В. и коварный Мазепа) и необычные ситуации: стремление В. к подвигам и его участие в коварном замысле Мазепы, идиллия любви В. с казачкой, разлука с ней и встреча ч-з много лет в снегах Якутии и др.

Необычен и внешн.облик героев поэмы. Особая постановка центр.персонажа ощутима уже в портрете. Она ощутима уже в первом появлении перс-жа В.появл-ся с «беспокойным»взором, с «суровым, тоскующим» выраж-и лица, с тревожными думами, отпечатавшимися на его челе, с пламенем в глазах.Портрет центр.персонажа в рус романтич.поэме чаще всего сост-тся описанием чела, волос, взгляда, улыбки, смеха. Это абс-но соотв-ет «составу» портрета в байроновской поэме. Такая краска, как унылость, печаль, щедро помещена в портрет В.. Рус.романтич.поэма в описании внешности перс-жа не стирает печать его превосх-ва над другими. Она видна, н-р, в том, что фиксирует и получет особ.смысл характерная деталь романтич-го портрета – чело. Чело высокое, бледное, морщинистое. Чело, приковывающее внимание к герою в толпе других людей. В поэме «В»:

И на челе его слегка

Треножные рисует думы

Судьбы враждующей рука.

Широкое распр-ие приобрел байроновс.параллелизм: душевн.переживания центр.персонажа – буря в природе. Только буря и родств-ые явления могут служить достаточным эквивалентом душевных волнений героя в моменты отчуждения:

Во время бури заглушила

Борьба стихий борьбу души..

Покоен он – но так в покое

Байкал пред бурей мрачным днем.

Рус.романтич.поэма сохраняет печать высокости и значит-ти в портрете центр.перс-жа. Однако она ее смягчает за счет деталей психологич-го, отчасти сентим-го плана, явно ослабляющих бурную энергию байроновского ценр.перс-жа.

Центр.перс.в рус.романтич.поэме значит.ярче других перс-й. Но характ-но ли для него то подавляющее воздействие на окр-х, кот-е отличает героев Байрона?

Обратим внимание на полож-е В. в якутской ссылке. Между ним и другими – невидимая грань. И В. по отн.к окр-м холоден, сдержан, молчалив, но ему хотелось бы, чтобы люди его боялись и сторонились. В.хотел душевного покоя, он нарисовал типичную схему поведения Байрон.героя.

В рус.романтич.поэме гл.герой отпадает от большинства, от своих соотечественников. Его позиция асоциальна, противостоит господствующей гос.власти или же нац объединению.

Отметим неск-ко моментов в духовном развитии В.:

1.Прошлое В.рисуется в идиллистических тонах. Нет намека на разлад.

2.Перемена началась с участия в мятеже Мазепы. Отпадение от центр.власти(Ррмантич!), борьба с соотечеств-ми, месть и убийство.

3.Под знаком отчуждения и послед.фаза жизн.пути В.Отъединение от людей, параллелизм мрачн.душевн.сост-я героя и суровости природы.

В концепции любви видно, что рус.поэма сохр-ет романтич.сождерж-е. Любовь – вхождение в область высших идеальных ценностей.Именно поэтому гибель возлюбленной означает распадение «связи времен».У Рылеева любовь по-прежнему переживается со всей напряженностью и значением романтич-й страсти, но выше ее оказ-ся благородные цели борьбы за вольность. Возлюбл-я В.идет за мужем на каторгу, делит его горе. Этот образ был навеян Байроном, но влилась и гражд-я струя Рылеева.(черты жен декабристов)

В больш-ве случаев рус.поэма заканчивает повеств-е характерной для романтич-го конфликта смертью цент.перс-жа. Но конкретизация мотивировки появвл-ся и здесь: В. гибнет целиком, отдаваясьделу, к кот-му они причастны, не оставляя душе никакой тайны.

Итог: рус романтич.поэма смягчает черты угрюмого демонизма в портрете центр.перс-жа, ослабляет контраст с окружением, делает более сложным процесс отчуждения, конкретиз-т его мотивы до прктич.цели. С другой стороны, она сохр-т печать высокости и превосх-ва глав.героя над другими, поддерж-т идею контраста, насыщает систему мотивов пафосом, двояко констатирует неразрешимость ситуации – неосуществленной любовью и неизбеж.гибели центр.персонажа.

Наши рекомендации