Вопрос 5. особенности романтизма в.а. жуковского. баллада «светлана», основные лица,сюжет,поэтический строй

Романтики традиционно интересовались нар культурой и её нац. своеобразием. Среди баллад различались франц нар баллада с особой строфикой и системой рифмовки, англ-е, шотл-е и нем-е нар-е ист-ие песни. В рус фольклоре к балладам ближе всего ист-е песни, лишённые, однако, фантаст-го элемента. Европ-я баллада обычно содержит предание, легенду, исключительное, страшное событие, к которому персонажи выражают свое эмоц-е отношение. Баллада была жанром, словно бы специально приготовленный романтикам нац-ой поэзией. Своими обработками народной романтики создали лит балладу с обязательным фантастич или мифологич сюжетом, подчеркнув господство высших сил или Рока.

В 1824 году Ж завершился как лирик и появился Ж-эпик.(1823г-смерть М.А.П)

Ж вошел в историю рус.поэзии как балладник. Баллада – это лиро-эпический жанр поэзии с историч.или сказочн-й темой. (ЛЭС, М.Л.Гаспаров)

Жанр баллады появился в рус.лит-ре задолго до Ж, но только он придал ему поэтич. прелесть и сделал его популяр.Он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой ром-ма, и в рез-те этот жанр преврат-ся в характернейший знак ром0ма.

Гл.эстетич-я тональность баллад Ж – романтика ужасов. Сохраняется меланхолич-я прелесть стихов, но она сущ-ет теперь на почве сюжетов фантастических, трагич-х, странных. Ж развертывает перед чит-ем одну за другой ситуации нравств.падения ч-ка и показ-ет ужасные рез-ты аморализма. Теперь поэт-романтик борется за морал.чистоту личности не путем изображения положительно-прекрасного(элегического)ч-ка, а представляет читателю преступную личность или совершившую к-л нравств.проступок.

Ж.создавал свои баллады, когда в России развивался реалистический тип худож.мышления. Жук-м владело настроение разочарования в жизни, кот-я с ранних лет дала ему почувств-ть горечь соц.нерав-ва, сделала несбывшимися молод.мечты о счастье с любимой девушкой. С соц.коллизиями он сталк-ся постоянно: это события зап-европ истории, последств-я франц.рев-ии, декабрист.движ-е.

Соц.коллизии, кот-ми ознаменовался нов век, побудили Ж встать на путь этического решения острых проблем. Ж. с самого начала своего балладного тв-ва боролся за нравств чистоту личности.

Осн.тема его баллад – преступление и наказание. Ж обличал различ.проявления эгоцентризма. Постоян.герой его баллад – сильная личность, сбросившая с себя нравств.огранич-я и выполняющая личную волю, направл-ую на достижение сугубо эгоистич цели. Согласно Ж.преступление вызвано индивидуалистич.страстями – честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистич.самоутверждением. Под влиян.страстей ч-к забывает свой нравств.долг. Но ГЛАВНОЕ в балладахне сам акт преступления,а его последствия – наказание ч-ка.Преступника наказывают в бал.не люди, а высшая сила, природа. Она берет на себя ф-ю мести за преступл-е. Балладный мир Ж.утверждал: в жизни соверш-ся поединок добра со злом, и побеждает добро – нравств.начало. Развернута идея справедливого возмездия. Лл.идея баллад Ж.на тему преступления и наказания – идея торжества нравств.закона. (Далее пару слов про балладу «Мщение» из к.р. Там про рыцаря-паладина.)

Среди баллад Ж. особое место занимает цикл о любви: «Людмила», «Светлана», «ленора», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург». Ж.формировал ту теорию любви, от кот-й отталкивались др.поэты: романтики развивали ее, углубляли, обогащали или показывали образцы ром-х антитез; реалисты пародировали, возражали. Но Ж.принадлежала заслуга создания опр-го эстетич.эталона.

Сентим.идеал верной и счастливой любви или любви, прошедшей ч-з испыт-я жизни и нрав-но вознагражденной, значит-но допол-ся в бал-х Ж.новыми нрав-псих коллизиями. Любовь в его бал-х окрашив-ся в трагич.тона. Задача поэта – наставит ч-ка, оказавш-ся в трагич.ситуации утраты страстно люимого. Ж.требует обуздания эгоистич-х желаний и страстей.

В бал « Людмила» , расск-ся о девушке, отчаявшейся в возвращении любимого, уверившись в смерти его, она укоряет самого Бога в том, что он не выполнил своего обещания, что ей дан приговор судьбы, лишивший её счастья. Раздаётся ропот на Бога, На Провидение. А ропот этот – непростит грех, явное богоборчество. Даже мать укоряет Людмилу, та же сопоставляет свои беды с адом и раем – слишком высокими понятиями, отчаяние сместило у Людмилы все ценности мироустройства. Как результат – её настигает Рок, в лице всадника, увозящего её на кладбище. Божий Суд всегда торжествует. Страш бал Ж. жизнелюбива.Поэт отдает предпочтение не запредел-му «там», а действит-ой жизни, несмотря на то, что она посылает ч-ку суровые испыт-я.

Возьмём другую балладу этого цикла – « Светлана». Здесь за основу взят аналогичный сюжет Бюргера, фабула повторяет «Людмилу», но события принимают иной ход. Итак, Светлана – девушка на выданье, прощается с девичеством, и все её помыслы направлены на жениха. Он одновременно пугает и томит её невинный ум. Дале, Мы видим дорогу, символизирующую жизненный путь Светланы, от счастливого соединения с женихом, до её гибели. Движение осуществляется от Божьего Храма до избушки, бег конец, вьюга, метель, сумерки. ворон – всё это призвано показать настроение и Светланы, и Провидения. Степь, покрытая снегом, и вовсе символизирует саван. И не зря – ведь жених Светланы – покойник. Светлана во власти ночи. Душа Светланы становиться полем борьбы Добра и Зла, внутренние мотивы становятся преобладающими. Светлана поступает не так как Людмила, она не ропщет на Провидение, напротив, со смирением, опасаясь, но всё-таки не теряя веры, молит о счастье. Стоило Людмиле усомниться в Боге, как бесовские силы овладевают её судьбой, Светлане же они не страшны. В награду за неотступную веру Бог спасает её. Её ждёт встреча с живым, настоящим женихом, а не с его обманным призраком. Наступает утро, природа празднует победу. Бал рассказ-ла не только об эпизоде из жизни юной девушки, но предст-ла внутр мир героини. Бал полна жизни, движ-я, и внутр и внеш-го, суеты. Мир бал.динамичен, и душев мир героини подвижен, полон колебаний. Ее чувства пред-но напряжены, ощущ-я обострены, сердце на все отзыв-ся, внимание обращено на неведомое. Бал написана в стремит ритме, динамич-й 4-хстоп.хорей, вызыв-й ассоциац-ю с быстрой ездой чередуется с 3-х стоп., мужская энергич.рифма чер-ся с протяжной женской. Ритмич.рисунок бал.передает торопл.движ-е, динамику молодости, ритмы игр, беготни, скачки.

Стиль бал.»Светлана» отлич цвет.гамоой. Любм.нарисована на фоне черной летней ночи. Бал»Св» выдержана скорее в белом цвете, кот-й побеждает страш темноту ночи. Ист-к белого цвета – снег, образ кот-го возник в 1-й строфе. Светлане снится снег. От строфы к строфе переходит образ снега, наполняя бал белизной. Она подкрепл-ся и образами «белого платка», кот-й исп-ся при гадании, стола, покрытого белой скатертью, «белоснежного голубка» и даже «белого полотна», кот-м накрыт мертвец. Также белый цвет ассоц-ся с именем героини: Св-на, светлая, а по-нар-му свет «белый».Белый цвет – символ чистоты и непорочности. Второй цвет в балладе – не черный, а темный.: «темно в зеркале», «темна даль» дороги, «одинокая , впотьмах». Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказ-ий, в этой бал.смягчен, высветлен. Только бал.»Св» наполнена «огоньками» - это особ-ть живопис.рисунка. В нем – то светит огонек свечи, то появл-ся свет в распахнувшихся дверях церкви, то в темноте в поле светит огонек из окон избушки. Хотя свеча и церк.символ, но в бал Ж. эта символика имеет второстеп.знач-е(цель поэта не обрисовать обряд, не ассоц-ть душу Св-ны с тающей свечой), для поэта важен чисто худож-ый, живопис-й эффект, и он оказ-ся романтич-м : очень страшно в темной комнате, освеш-ой лишь свечой, жутко входить в одинок-ю, пустую хижину с отчего-то светящимся окном. Специфич.прием сочетан-я темноты со слаб.светом, с какой-то ярко светящейся точкой поэт исп-ет особенно романт-но в сцене гадания, созжается некий романтич фон гадания.

Очарование бал – в образе юной, влюбленной Св-ны. Ее страхи рассеялись, она ни в чем неповинна, но поэт, верный своим этич принц-м, предупредил ее против порока самолюбия. Смирись, чел-к, и покорствуй Провидению- вот позиция автора.

В.Г.Белинский приходил к выводу, что «любовь играет глав.роль в поэзии Ж., и одн-но он отмечал, что поэт передавал в стихах не столько самое чувство, сколько потреб-ть, «жажду любви». Баллады «Л» и «С» выразили эту человеч.потреб-ть. К ним примыкает и «Эолова арфа» - шедевр Ж, в кот-м он предстает как романтич.поэт-худ-к и поэт-музык-т. Музык. начало в этой бал.особо акцентировано в самом назв-ии про-я, в его поэтич.теме. Любовь – прекрас.мелодия, прозвуч-ая в сердце ч-ка, в бал.создает образ арфы любви. Арфа у Ж. – широк.романтич.символ, подчинивший себе всю поэтику стих-я.

«Эолова арфа» может служить образцом романтич.музык-ти. Все стих-е основано на ассоциац-х со звуками арфы: назв-е, содерж-е стих-я, его образы, движ.стихов, лексика и ритмы призваны заставить читателя услышать музыку, издаваемую арфой.

Поэт создал особ.муз.фон в бал., у него легк, воздуш.поступь стихов. Он чуждается архаич-х, тяж-х слов, слов-неолог, слов длинных и сложных. Такой лексич.простоте, кот-я все же сочет-ся с изыск-ю собств имен, созвучны ест-ые для обыч-й речи, тоже простые рифмы. Рифмуются обычно слова , близкие по смыслу. Рифма интересна в целом стихи в контексте муз звучания. На общем муз фоне дан причудл-й звук-ой рисунок, асимметрич-ый, неровный, динамич-ий. Вся бал. предст-т собой сочет-е муз-сем-х потоков, каких-то звук-х и смысл-х лент внутри строфы. С пом-ю ассоциаций поэт возд-ет на сознание, эмоции и настроен.чит-ля. Муз ассоц-я(звуки арфы) дополн-ся новыми ассоц-ми. Во вступлении, прелюдии звучит муз.тема воинственного и грубого Ордала, владыки Морвены, из дедовского зубчатого замка, возвышающ-ся среди дуьрав( в словах, связ-х с Ордалом, повтор-ся звуки его имени и др.резкие, словно режущие звуки)Гл.мелодии бал – это муз темы Минваны и Арминия. Сходные несчаст.судьбы, взаим.любовь, общее горе разлуки как бы заложены в сходно звуч-х именах, содержащих слог «мин».У Ж.родные души имеют и родственные имена.

Муз стр-ра портрета Минваны примеч-на. Поэт трижды в строфе повтор-т, что он «младая», дважды уподобил ее красу «заре», дважды сказал о ее приятности. Слова-повторы, слова-синонимы, одного смысл гнезда, одной эмоц-экспрес-ой оценки собраны вместе и внушают одну мысль – об очаровании красавицы. Семантич тема переплет-ся с музык-ой. В балладе создана особая эмоц-эстетич.атмосфера.

Баллада Ж. предст собой замкнутую жанровую стрктуру с подвижной фабулой и тягот к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших сил, однако, выбор, по какому пути идти всегда оставался за ним

ВОПРОС 6. ЛИРИКА К.Н.БАТЮШКОВА. ЖАНРЫ (ВЫСОКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ,ПОСЛАНИЯ,ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭЛЕГИЯ),ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА. В.Г. БЕЛИНСКИЙ О МЕСТЕ БАТЮШКОВА В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В развитии русской литературы и русского романтизма творчество Константина Николаевича Батюшкова играет знач.роль. Он - признанный глава рус."лёгкой поэзии".

"Лёгкая поэзия" - жанр, не имеющий строгих ограничений. По античной традиции "лёгкая поэзия" могла быть посвящ.описанию самых разнообразных, порой мимолётных впечатлений, воспевала радости земной жизни.

В отличие от Жуковского, поэзии котор.были присущи неопределённость, тревожные предчувствия, Б.воспевал радости чел.бытия, праздничность жизни ("Вакханка", "Весёлый час", "Мои Пенаты"). Для рус.поэзии конца 19-го века это было чем-то новым, неслыханным. "Лёгкая поэзия" внутренне как бы противостояла официальной государственной морали. Это была поэзия не подданного, а свободного человека, поэзия радости, счастья и наслаждения. От традиций сентиментализма творчество Батюшкова отличает напряжённость чувств и сила их выражения. Он одухотворяет земные радости. Так, идеал женской красоты в его представлении(дневник1)

Радость дружбы для поэта в том, что она - поддержка в горестях и победах, опора в сомнениях ("Дружество").

Многие ст.Батюшкова написаны в форме дружеских посланий, обращённых к узкому кругу друзей, способных разделить его чувства и мысли.

"Весёлый час" - лирический монолог, призыв к друзьям, пренебречь тяготами и противоречиями скоротечной жизни, в которой больше горя, чем радости, отдаться прославлению земных наслаждений, радости любви и дружбы.

Идеал Б.находит поэтическое возрождение в образах далёкого прошлого, в эпохе античности. В произведениях поэта присутствуют персонажи древнегреческой и древнеримской мифологии - Афродита, Аполлон, Амур, Морфей, Вакх, музы, нимфы. Упомин.предметы античного быта и культа - курильницы, венки из роз, жертвенники, златые чаши, полные светлого вина. Всё это не только усиливало ощущение лёгкости, но и подчёркивало призрачность радостного мира. Такое отношение к античности отличает Батюшкова от классицистов с их государственно-гражданским пафосом.

Гармоничность, лёгкость, изящество формы - результат художественного мастерства Батюшкова. "Лёгкая поэзия" - самое тяжёлое", - полушутя писал он. Мотивы "лёгкой поэзии" нашли отражение в творчестве многих поэтов первой половины 19-го века, в том числе Е.А. Баратынского, П.А Вяземского, молодого А.С. Пушкина.

Призывая в своём творчестве забыть о тяготах бытия, Батюшков не отгораживался от них в жизни. Добровольцем он участвовал в войнах с Наполеоном 1800-1807 гг. и 1813-1815 гг. Был тяжело ранен, чуть не погиб. Показал себя храбрым офицером. С Отечественной войной 1812 года связаны патриотические стихотворения поэта "К Дашкову", "Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года", "Переход через Рейн". Потрясённый "военными непогодами" и "страшным заревом столицы", поэт в стихотворении "К Дашкову" клянётся отомстить "за древний град...отцов".

После войны К.Н. Батюшков переживает тяжёлый духовный кризис. Горе, перенесённое соотечественниками, гибель друзей, выгоревшая Москва "поссорили", по его выражению, поэта "с человечеством". Он осознал невозможность мечты о мирной счастливой жизни вдали от городов. "Какое благородное сердце захочет искать грубых земных наслаждений посреди страданий всего человечества!" Его мучают сомнения в возможности обрести свободу и счастье в душе даже отдельной, замкнутой в себе личности, преследуют мысли о неизбежности утрат, о смерти. В эго творчестве всё чаще звучат мистические мотивы, надежда на лучшую жизнь в потустороннем мире ("Надежда", "К другу"), которые сближают Батюшкова с Жуковским.

После долгого периода сомнений и духовных исканий Батюшков приходит к мысли, что главное достояние личности в современном ему обществе - право на внутреннюю свободу, независимость частной жизни. В последний период творчества лирика Батюшкова утратила прежнюю лёгкость и праздничность. Теперь её главная тема - нравственная стойкость перед лицом изменчивой судьбы. По мысли поэта, человек может рассчитывать только на себя в этом враждебном ему мире.

Пережитые личные невзгоды, ужасы войны, наследственная болезнь подточили силы поэта. В 1822 году тонкая, чуткая, неустойчивая психика Батюшкова была сломлена душевной болезнью.

Батюшков по праву считается одним из родоначальников русского романтизма. Его лучшим стихотворениям свойствен напряжённый внутренний мир лирического героя, изображение душевных состояний (иногда противоречивых и трагических) в развитии.

Поэту свойственны демократизация литературного языка, употребление слов и выражений более широкого круга, чем речь просвещённого дворянства. Благодаря этому он добивается особой выразительности и точности поэтической мысли. У него нимфы резвые и живые, рощи кудрявые, ветки - "на землю склонённые".

Творчество Батюшкова, как и всякого крупного писателя, выходит за рамки одного определённого метода - сентиментализма, романтизма. Это связано не только с особенностями развития русской литературы того времени в целом, которую формировало стремительно развивающееся общество.

Наши рекомендации