Городская лирика и поэзия Ф. Вийона. Основные мотивы лирики Вийона.

Франсуа Вийона ( настоящая фамилия де Монкорбье или де Лож) – первый французский лирик позднего Средневековья. Родился в 1431 году в Париже. Мать не могла оставить при себе сына, и мальчика усыновил капеллан Гийом де Вийон, настоятель церкви св. Бенедикта, которая и стала для Франсуа родным домом. Вийон довольно поздно получил диплом бакалавра по окончанию университета в 18 лет. Затем стал лиценциатом, а после и магистром. Однако, жизнь его была довольно не спокойной, неприкаянной. Он несколько раз бежал из Парижа, прячась от правосудия. Был осужден на казнь, но подав прошение о помиловании, сумел избежать смерти, но вместо этого был изгнан на 10 лет из города. И все его произведения были написаны в самые трудные моменты его жизни. Поэтому биография и творчество Франсуа тесно связаны между собой. Большинство его произведений сочинены «на случай». Жизнь Вийона – это череда арестов и изгнаний, судебных дел, где его обвиняют в тяжких преступлениях – кражах, убийствах. И это отражается в его лирике. Она наполнена контрастностью и иронией, лирической субъективизмом и крайним сенсуализмом ( тяготением к чувственной стороне жизни ), вся Поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона.

Он – реалист в том смысле, что в его поэзии – большое количество бытовых образов, сочетающихся друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла одного из крупнейших его произведений – «Testament» или «Завещание», здесь традиционная форма «поэтического завещания» представляется в комическом виде. ( предметом завещания являются безделицы вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька т.д.)

Баллада у Вийона также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы, вышибалы. В эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми. В «Эпитафии» описывает реальность с помощью гротеска: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы, и т.п.; к этому присоединено обращение к «людям – братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления.

Поэзия Франсуа Вийона может показаться традиционной – он писал баллады, рондо, песни, нанизывал каламбуры, играл синонимами и рифмами, и внешне его творчество не выходит за рамки средневековой поэтики. Вийон унаследовал ее мотивы и темы, ее примеры. Но он не копировал их слепо. То он неожиданно и дерзко переводил в иронический план, скажем, традиционные для средневековой лирики сетования на жестокость возлюбленной или славословия сильным мира сего, то, напротив, заострял и существенно углублял опять-таки традиционные споры «души с телом» или ламентации по поводу бренности всего земного, вскрывая в этих темах настоящие трагизм и безысходность. Поэтому поэзия Вийона по сравнению с его предшественниками стала подлинной поэтической революцией.

Темами его произведений являются – тема одиночества, измены друзей и любимой, тема быстротечности земного. Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создавал в манере чисто субъективного характера. Его поэзия носит прямой характер, народный и довольно грубый, но за всем этим читатель видит глубокую человечность. Мудрость и жизненность отражаются в его строках. «Он был первым поэтом Франции, который жил не в небесах, а на земле и который сумел поэтически осмыслить свое существование. Поэзия Вийона – первое изумительное проявление человека, который мыслит, страдает, любит, негодует, издевается. В ней уже слышана и та ирония, которая прельщала романтиков, и соединение поэтической приподнятости с прозаизмами, столь близкое современным поэтам – от Рембо до Маяковского», - Илья Эренбург. Поводом для творчества послужили его личные жизненные ситуации. Только пройдя тот или иной этап жизни, она мог осмыслить его и описать в своем произведении. Ироничность и грубость его лирики полностью отражают то время, в которое Вийон жил и творил, тот жизненный слад.

Произведение «Диалог сердца с телом» и знаменитая «Баллада о дамах былых времён» - проникнуты глубоким пессимизмом. А молитва в форме баллады от имени матери Вийона помещенная в «Завещание» создает один из сильнейших контрастов в данном произведении.

Франсуа почти не выражает в своей поэзии социального протеста, и социальная значимость его творчества, крайне субъективного по своему характеру, выражается в картинах нищеты, порока, которых так много в его творчестве. Вийон предвосхищает век Возрождения главным образом тем, что предметом искусства становится у него индивидуальная человеческая личность в ее земной, «мирской» жизни, до того подавленная официальной феодально-религиозной идеологией. Поэт выступил новатором, отказавшимся от аллегоризма. В своем творчестве он не просто передал настроения человека переходной эпохи, но на собственном примере показал мучительные пути самопознания, печаль и радость критического мышления, утратившего старые верования, но еще не подготовленного к созданию ренессансного идеала.

В своей версификации Вийон строго соблюдает канон твердой формы стиха ( Твердая форма – это стихотворное или песенное произведение, обладающее как для автора, так и для потребителя рядом априорных формальных свойств, которые выделяют его из ряда других текстов и объединяют с аналогичными)

Первой книгой французской лирики, выпущенной типографским способом, были стихи Вийона. Огромное влияние оказал он и на поэтов конца средневековья и начала Возрождения, его творчество ценили и романтики, и сатирики, и реалисты.

Его лучшие произведения - «Эпитафия», вошедшая в лирический цикл «Codicille» , и «Завещание», впоследствии названное «Большое завещание» - были написаны в последние годы жизни. Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, баллады на воровском жаргоне и не дошедшая до нас студенческая поэма.

Наши рекомендации