Правила цитирования и вторичные научные тексты
Цитатой называются чужие слова, вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения. Можно выделить две формы цитирования: 1) точное, 2) косвенное.
При точном цитировании возможно разное оформление цитат. Если цитата является частью предложения, то она выделяется только кавычками. Например: М. М. Гиршман определяет «поэтический мир» как идеальное, духовное содержание литературного произведения, а само произведение – «это двуединый процесс претворения мира в художественном тексте и преображения текста в целостный мир». Если цитата представляет собою целое предложение, то она выделяется теми же знаками, что и прямая речь. Например: Н.А. Добролюбов пишет: «Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении». При точном цитировании обязательно указание источника со страницами, все пунктуационные знаки, элементы графического оформления должны быть сохранены.
При косвенном цитировании, как и в косвенной речи, допускаются изменения, но без искажения информации: А.А. Реформатский указывает на то, что антонимические отношения носят чисто семасиологический характер, то есть основаны на противопоставлении понятий..
Правила оформления цитат
1. Цитируемый текст заключается в кавычки, приводится точно по источнику, в тех же грамматических формах.
2. Пропуск частей текста допускается без искажения и обозначается многоточием.
3. Цитата как самостоятельное предложение или цитата, помещенная после двоеточия, начинается с прописной буквы.
4. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если и т.п.), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы.
5. При цитировании не по первоисточнику следует указать «Цит. по:»
Правила оформления сносок
Информация, выносимая в сноску, имеет статус дополнительной и выносится за пределы текста для того, чтобы не перегружать его.
Виды информации, выносимой в сноску:
1) указание на авторов и источники, в которых освещались данные вопросы, например:
Словообразовательные антонимы образуются с помощью словообразовательных средств – суффиксов, префиксов, использования антонимичных компонентов в сложных словах1.
__________________
1См. работы А.Н. Тихонова, С.А. Емельяновой, А.С. Пардаева и др.
2) указание на источник информации, например:
Традиционно антонимы определяются как слова с противоположным значением. Ср., например, определение антонимов у Л.А. Новикова: «Антонимы – слова одной части речи, имеющие противоположные значения»1.
__________________
1 Лингвистический энциклопедический словарь – М., 2002.- С. 36
В практике вуза студентами широко применяются вторичные тексты, которые создаются путем компрессии, сжатия: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат. С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легко вычленить основные положения и основные моменты.
Самый простой вид компрессии– план. План отражает структурно–смысловую организацию текста: последовательность тем и подтем, их взаимосвязь и взаимозависимость. Существует несколько видов планов. В назывном плане содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием. В вопросном плане каждая смысловая часть оформляется в виде вопроса. Тезисный план выражает содержание смысловых частей краткими формулировками (тезисами). Цитатный план создается на основе цитат.
Тезисы – результат компрессии, кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Тезисы могут быть первичными и вторичными. Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада). Вторичные тезисы составляются на основе статьи, лекции и т.п.
Каждый тезис содержит микротему, оформляется как умозаключение. Тезисы нумеруются арабскими цифрами.
Конспект – краткая письменная фиксация содержания статьи, лекции, монографии и т.п. Конспект позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал.
Конспектирование осуществляется тремя способами: 1) цитирование основных положений текста, 2) передача основной информации «своими словами», 3) смешанный вариант.
Выбор конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для использования в курсовой или дипломной работе, то выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать первоисточник для устного ответа, используется второй.
Последовательность действий при конспектировании:
1) проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделить смысловые части;
2) выделить основную информацию, убрав избыточную;
3) записать важную информацию своими словами или с помощью цитат, используя сокращения.
При конспектировании не забывайте:
1) оставлять широкие поля для записи комментариев к тексту;
2) записывать библиографические источники;
3) правильно оформлять цитаты, чтобы в дальнейшем их можно было отличить от текста, написанного вами.
Аннотация – краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, дающее общее представление об исходном тексте, но не раскрывающее сущность освещаемых проблем.
Различают справочные (описательные, информационные), рекомендательные групповые аннотации.
Справочные (описательные, информационные) аннотации дают характеристику произведения, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации не только характеризуют содержание произведения, но и оценивают его в отношении пригодности / непригодности для определенного круга читателей, с учетом возраста, уровня подготовки и т.п.
Групповая аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более произведений, в свою очередь групповая аннотация может быть справочной или рекомендательной.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация обычно состоит из 2 частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются, называются основные проблемы или положения. В конце может быть указан адресат.
Текст справочной аннотации включает в себя:
1. тип и назначение произведения (статья, сборник, диссертация и т.п.);
2. задачи, поставленные автором первоисточника;
3. методы, используемые в первоисточнике;
4. характеристику композиции аннотируемой работы;
5. определение предмета, темы, основных положений первоисточника, выводы автора;
6. характеристику иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата и т.п.
Реферат (от лат. refrere – докладывать, сообщать) – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.п.). Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Жанровые разновидности реферата: реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-обзор, реферат-доклад.
Реферат-конспект в обобщенном виде содержит фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только те положения, которые тесно связаны с темой текста.
Реферат-обзор составляется на основе нескольких первоисточников и дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяют три основных компонента: библиографическое описание первоисточника, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Рецензия(лат. recensio рассмотрение) — письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).
Отзыв,в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику без анализа, но содержит практические рекомендации (анализируемый текст может быть принят в качестве пособия).
В структуру рецензии входят: введение, указывающее на проблемы и задачи, характеристика работы, краткое содержание, оценочная часть - достоинства и недостатки, выводы.