II. Словарно-орфографическая работа. Гладиолус, аромат, парад, солдат, гигант, громадный, оранжевый
Гладиолус, аромат, парад, солдат, гигант, громадный, оранжевый, директор, кабинет, здесь, здание, вестибюль, облако, яблоко.
Парад – паро–готовлю (лат.).
Солдат – сольдо – монета (итал.) – ‘жалованье’.
гигант – гигас – гигант (греч.).
громадный – гранд –очень большой (франц.).
С понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить грамматическую основу предложения.
III. Контрольный словарный диктант.
Графически выделить знакомую орфограмму.
Долина, удивительный, объединение, удалиться, дивиться, паспорта, новинка, зеленый, заводь, столбы, шкафы, печенье, белеет, одинокий, розарий, Василий, Петруша.
VI. Запись на доске.
Вполголоса
Два цветка, два гладиолуса
Разговор ведут вполголоса.
По утрам они беседуют
Про цветочные дела…
Но подслушивать не следует,
Я тихонько отошла,
Чтоб не знать, о чем вполголоса
Говорят два гладиолуса.
А. Барто
· Задание. Выразительно прочитайте, выпишите слова, в которых встречается орфограмма № 1, графически выделите ее. Назовите способы проверки безударной гласной в корне слова.
В о п р о с: есть ли в тексте слова, где безударную гласную ударением проверить нельзя? (гладиолус, беседуют.)
V. Чтение орфограммы № 2, с. 17.
Выполнение упражнений 36, 37 (учитель напомнит, как правильно пользоваться орфографическим словарем).
VI. Объяснительный диктант.
Осень на реке
Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял.
В. Бианки
Домашнее задание:выучить орфограмму № 2, упражнение 38.
Урок 6.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Цели:повторить правило правописания звонких и глухих согласных в корне слова; ознакомить с графическим обозначением орфограммы № 3.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Блеснуть, сверкать, вести, (ведет), везти (везет), вокзал, рюкзак, шествовать, шефствовать (шефы), спортсмен, отсюда, баскетбол.
III. Выполнение упражнения 39, чтение теоретического материала в учебнике, упражнение 40, орфограмма № 3.
IV. Орфографический разбор.
· Задание. Укажите слова, в написании которых действуют орфограммы № 2, № 3.
Рябина, колосья, гибкий, лавка, жидкий, капуста, урожай, подушка, сарафан, алмазы, молоко, рог, игрушка, повязка, сапожки, запах, морковь, полоса.
С любыми двумя словами составьте предложения.
V. Выполнение упражнения 41, проверка.
– Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных вы знаете?
VI. Работа у доски.
Выбери нужную букву, прокомментируй свой выбор.