Методика литературного развития дошкольников
Вопросы к занятию
1. Традиционные формы работы с книгой в детском саду: чтение произведения, рассказывание произведения, заучивание наизусть.
2. Четыре формы взаимодействия взрослого с ребенком с целью его литературного развития: непосредственно образовательная деятельность (занятие), образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями детей.
3. Типы занятий по ознакомлению ребенка с книгой.
4. Подготовка воспитателя к занятию: цель и методические требования к нему.
5. Основные методы литературного развития дошкольника: чтение взрослого, беседа после чтения, рассматривание иллюстраций, моделирование, инсценирование произведения, театрализованные игры, игры-драматизации, участие в постановках мини-спектаклей, метод проектов, литературные утренники, тематические выставки и другие.
6. Специфика построения занятия по ознакомлению дошкольников с художественным произведением в разных возрастных группах.
Задания к занятию
1. Изучите литературу, подготовьтесь к обсуждению вопросов.
2. Произведите запись двух занятий по ознакомлению детей с литературными произведениями в старших группах. Проанализируйте их по следующему плану:
· программное содержание занятия;
· структурные части занятия, оценка правильности их соотношения, определение педагогической цели каждой части;
· специфика вопросов в предварительной беседе и беседе после чтения;
· оценка глубины понимания детьми литературного произведения.
Данные, полученные в результате анализа, отразите в таблице 1.
Таблица 1.
Характер вопросов воспитателя и ответов детей в процессе ознакомления с литературными произведениями
№ п/п Характер вопросов | Количество вопросов | Характер ответов детей | |||
Непонимание | Поверхностное понимание | Правильное понимание | |||
11. | Воспроизводящие содержание. | ||||
22. | Требующие установления внутренних связей в произведении. | ||||
33. | Выявляющие эмоциональное отношение к прочитанному. | ||||
44. | Обращающие внимание на языковую форму произведения. | ||||
Всего: |
2. Составьте самостоятельно конспект занятия по ознакомлению детей с художественным произведением в старшей группе с использованием эффективных приемов.
Литература
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
4. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.
5. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с.
6. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.
Практическое занятие № 4
ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика видов художественно-речевой деятельности в детском саду.
2. Творческий пересказ произведений детской литературы.
3. Словесное творчество на материале программных художественных произведений.
4. Инсценирование художественных произведений в детском саду.
5. Игры-драматизации по литературным произведениям.
6. Литературные утренники, литературные досуги, литературные игры-викторины и другие виды художественно-речевой деятельности детей.
Задания к занятию
1. Письменно ответьте на все вопросы, предложенные для обсуждения.
2. Подготовьте инсценировку или игру-драматизацию по литературному произведению для младших дошкольников.
2. Разработайте план литературного утренника или литературного досуга для детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.
2. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам /Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М. : Просвещение, 1982.
3. Развлечения в детском саду / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Щибицкая, Л.В. Пантелеева. – М.: Просвещение, 1975.
4. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.
5. Томилова С.Д. Словесное творчество старших дошкольников как один из компонентов их литературного развития // Педагогические системы развития творчества: Материалы 7-й Международной научно-практической конференции 24 – 26 ноября 2008 г.: В 3 ч. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. Ч. 1. С. 141 – 150.
6. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. № 2. С. 85 – 97.
7. Томилова С.Д. Теоретико-методические основы развития художественно-речевых умений ребенка старшего дошкольного возраста // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. № 11. С. 93 – 102.
8. Лобатова В.Е. Авторская технология использования игры-драматизации как средства литературного развития детей старшего дошкольного возраста // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru/authors/250-027-098.