Методика развития пространственных представлений у дошкольников

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить ориентироваться на своем теле («на себе» — Я).

2. Учить различать и называть пространственные направле­ния относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

3. Учить определять местоположения предмета относительно себя (П -> Я).

4. Учить определять собственное положение в пространстве (Я -» П).

5. Учить определять местоположение предмета относительно другого лица (П -> Л).

6. Учить определять местоположение предметов относитель­но друг друга (П -► П).

7. Учить двигаться в указанном направлении. Познакомить с правилами дорожного движения (ПДЦ).

8. Учить ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

9.Учить «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.

Методика формирования умения ориентироваться на своем теле «на себе» — Я (задача 1)

Предварительная работа

В процессе общения (одевания, умывания и др.) с детьми взрослый называет и показывает его части тела: «Помоем нож­ки», «Оденем шапочку на головку». Сначала в пассивной, а за­тем в активной речи ребенка фигурируют названия частей тела, сопровождая практический опыт детей.

Методика обучения

В процессе игр, повседневных ситуаций, а затем и на заняти­ях (начиная со II младшей группы) формируем знания у детей, сопровождая активным обогащением речи.

Последовательность формирования знаний:

1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека):

— Покажи, где голова.

— На что надел ботинки?

— Помоем спинку...

2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.)

— Впереди — лицо, грудь, живот.

— Сзади — спина.

—Вверху — голова.

—Внизу — ноги.

—Руки — по бокам.

3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обра­щаем внимание ребенка на функциональные преимущества пра­вой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, ни в коем случае не переучивая и не ругая их):

— В какой руке держишь ложку?

— В какую руку взял хлеб?

— В какой руке держишь карандаш?

— Какой рукой придерживаешь лист бумаги?
4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук):

— Левая нога там, где левая рука.

— Правая нога с той стороны, где правая рука.

Дидактические игры

«Кукла моется», «Оденем куклу»;

«Покажи, что назову» (Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание));

«Кто правильно скажет и покажет» и др.

Методика формирования умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» — Я -> (задача 2)

Предварительная работа

Только после изучения собственного тела и направлений на нем (задача 1) переходим к ориентировке относительно себя.

Методика обучения

Во II младшей группе в процессе игр, работы с раздаточным материалом и др., на занятиях й вне их даются задания сначала по подражанию, затем по команде. Образец действий показыва­ется «в зеркальном отображении».

В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зер­кальный показ».

— Раскладывай круги правой рукой слева направо.

— Подними левую руку вверх?

— Взмахни флажком вправо, влево.

— Посмотри вниз, вверх.

- Сделай два шага назад, вперед.

Дидактические игры

«Куда бросим мяч»;

«Где звенит колокольчик?» и др.

Методика формирования умения определять местоположение предмета относительно себя П -» Я (задача 3)

Предварительная работа

В опыте ребенка накапливаются представления о различном расположении предметов относительно него. В его пассивном и активном словаре появляются пространственные предлоги и на­речия.

Методика обучения

В средней группе проводим работу по систематизации зна­ний детей о возможных положениях предметов относительно него, обогащаем и активизируем словарный запас ребенка:

—Стол стоит справа от меня.

—Стул стоит передо мной.

—Сзади меня окно.

Усложнения

1. Сначала ребенок дотрагивается до предмета, затем показы­вает рукой, потом только смотрит на него.

2. Сначала рассматриваются предметы в непосредственной близости от ребенка, затем расстояние до предмета постепенно увеличивается.

3. Постепенно увеличивается количество рассматриваемых предметов.

Дидактические игры

«Что изменилось?»:

Выбирается водящий ребенок. Относительно него размеща­ются другие дети (один — впереди, другой — позади, третий — справа, четвертый — слева). Водящий говорит, кто где стоит от­носительно него, запоминает расположение детей, закрывает глаза. Дети перестраиваются, водящий открывает глаза и гово­рит, что изменилось, кто где стоял раньше и стоит теперь (раз­витие памяти). Аналогично можно организовать игру с игрушка­ми вокруг ребенка.

Замечание: чтобы другие дети смогли определить правиль­ность высказываний водящего, необходимо его поставить спи­ной к группе.

При расстановке детей вокруг водящего нельзя давать инст­рукцию по ориентировке относительно другого лица, пока она не освоена: «Встань справа от Саши». Надо говорить: «Встань так, чтобы Саша был слева от тебя».

«Добавь слово»:

Сначала с детьми обсуждается, что где находится в группе относительно их. Затем воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают:

—Стол стоит... (Впереди нас.)

—Полка висит... (Сзади нас.)

—Слева от вас... (Окно.)

—Справа от вас... (Цветок.)

Замечание: сначала дети сидят в ряд, лицом в одном направ­лении и могут отвечать хором и индивидуально с взаимопровер­кой и взаимопомощью. Затем детей можно посадить по кругу и выслушивать только индивидуальные ответы, так как у каждого свое направление.

«Скажи, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.

Методика формирования умения определять собственное положение в пространстве Я -> П (задача 4)

Со средней группы проводится большая работа по развитию речи у детей, обогащение ее пространственными предлогами и наречиями. Дети учатся правильно определять и говорить о сво­ем положении относительно других предметов:

—Я сижу за столом.

—Я сижу на стуле.

—Я лежу под одеялом.

—Я стою у окна.

—Я спрятался за шкаф.

Дидактические игры

«Где я?», «Ну-ка повернись!»;

«Зайцы и волк», «Караси и щука», «Прятки» (Дети прячутся по инструкции воспитателя («Спрячься под стол»), а когда их найдет водящий, говорят, где они находятся («Я сижу под сто­лом»)) и др.

Замечание: игру «Мишка и пчелы» проводить не стоит, так как медведи не бегают за пчелами, а спасаются от пчел. Некото­рые дети после этой игры во время летних прогулок пытаются ловить пчел, что опасно.

Методика формирования умения ориентироваться относительно другого лица П -» Л (задача 5)

Со старшей группы учим детей ориентироваться относи­тельно другого человека. В процессе этой работы ребенок сна­чала проверяет свой ответ практически, а затем должен на­учиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

—Где находится окно относительно вас? (Слева.)

—А относительно меня? (Справа.)

—Почему так? (Вы не так стоите.)

—Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего
ответа.

—Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня

дверь?

Замечание: после освоения этой ориентировки можем отме­нить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов П -> П (задача 6)

Со II младшей группы начинаем работу с детьми по пра­вильному использованию пространственных предлогов и наре­чий. Дети учатся рассказывать о расположении предметов отно­сительно друг друга и располагать предметы в соответствии с ин­струкцией воспитателя:

—Карандаш лежит на столе.

—Кубик упал под стол.

—Ручку достала из стола.

—Мяч выкатился из-под стола.

—Игрушка показалась из-за спины.

—Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пира­мидкой.

—Поставь предметы друг за другом.

—Поставь игрушки напротив друг друга.

Замечание: проводится большая словарная работа.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные пред­логи (из-за, из-под). Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.

После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

—- Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)

—Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зай­чика.

—Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расска­жи, где стоят кубики относительно красного.

Замечание: после освоения ориентировки относительно дру­гого лица (в старшей группе) дети могут пытаться мысленно ста­вить себя на место другого предмета при определении места положения предмета относительно другого предмета. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет» (исключение куклы, когда играют роль человека).

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»;

«Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изме­нившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель пока­зывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя);

«Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, ли­цом друг к другу, напротив друг друга») и др.

Наши рекомендации